«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Васильев Максим Викторович,
к.и.н., член Российской Ассоциации историков Первой мировой войны,
старший преподаватель кафедры русской истории
Псковского государственного университета

 

Псков в годы Первой мировой войны 1916-1917 гг.
Новая книга А.А. Михайлова.

Широкое празднование 100-летия с момента начала Первой мировой войны, поддержанное высшими государственными органами власти и первыми лицами государства стало важным событием в культурной жизни России. При финансовой поддержке государства во многих городах были открыты новые памятники и мемориальные доски, сняты научно-популярные фильмы. В учебных заведениях, музеях и исследовательских центрах были проведены научные конференции, семинары, «круглые столы» и дискуссии по теме войны. Пристальное внимание общественности к этому событию, естественно, активизировало исследовательскую деятельность историков. Можно без преувеличений сказать, что 2014 год стал одним из самых продуктивных и плодовитых в деле изучения белых пятен истории Первой мировой. Было опубликовано множество монографий, сборников документов и статей по юбилейной теме. Не является исключением в этом деле и Псковщина, представляющая, особый интерес для исследователей, как прифронтовая территория, сыгравшая в эти годы важнейшую роль не только в событиях Северного фронта, но и всей России в целом.

В 2014 г. вышла в свет монография доктора исторических наук, научного сотрудника Научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института Военной академии Генерального штаба ВС РФ, профессора кафедры истории Санкт-Петербургского государственного политехнического университета А.А. Михайлова «Псков в годы Первой мировой войны. 1916 – 1917 гг.»[1]. А.А. Михайлов известен в России как специалист по истории русской армии во второй половине XIX – начале ХХ вв., истории военного образования, военной администрации и государственных учреждений. Его перу принадлежат более 90 публикаций – монографий, книг и статей.

Несмотря на то, что книга, опубликованная в серии «Псковская историческая библиотека», вышла в свет в 2014 г., в руки широкого круга читателей она смогла попасть только к лету 2015 г. Это издание является продолжением исследовательской деятельности А.А. Михайлова, отраженной к книге «Псков в годы Первой мировой войны. 1914 – 1915 гг.»[2] и опубликованной в конце 2012 г. Новое издание посвящено жизни Пскова и Псковской губернии в два последних (1916 – 1917) года Первой мировой войны. Как и в предыдущей книге, исследование построено по проблемно-хронологическому принципу. В первой главе нашли свое отражение такие вопросы как: деятельность военных и гражданских властей в Пскове, судьбы псковичей на фронтах войны, система подготовки допризывников, борьба со шпионажем, военные заготовки и многие другие стороны жизни города прифронтовой полосы. Вторая глава включает в себя анализ революционных событий 1917 г. (от февраля к октябрю), обернувшихся великой трагедией для русской армии, развалом фронта и крахом государственности. На основе скрупулезного анализа архивных документов, материалов периодики того периода читателю представлены биографии ряда известных исторических деятелей, связанных с Псковской землей. На страницах книги можно встретить краткие биографические зарисовки и яркие эпизоды из жизни псковских губернаторов (Н.Н. Медема, Д.Г. Явленского, А.И. Клеповского и Б.Д. Кашкарова), командующих Северным фронтом Н.В. Рузского и М.Д. Бонч-Бруевича, познакомиться с отдельными кулуарными тонкостями кадровой политики и непосредственным влиянием на неё одиозного Григория Распутина. Автором представлены достаточно выразительные портреты генералов П.А. Плеве и А.Н. Куропаткина, приведены различные оценки их роли в исторических событиях начала ХХ века.

Особое внимание в книге А.А. Михайлова уделено судьбе так называемых «псковских» полков, которые были сформированы или долгое время располагались в Пскове. Так, автор отмечает, что «многие жители Пскова, губернские органы власти и общественные организации внимательно следили за событиями на фронтах. Особый интерес и тревогу псковичей – вполне закономерно – вызывала судьба трех полков 24-й пехотной дивизии, стоявших накануне войны в городе (93-й Иркутский, 94-й Енисейский и 96-й Омский пехотные полки). В поле зрения также постоянно находилась 68-я пехотная дивизия (269-й Новоржевский, 270-й Гатчинский, 271-й Красносельский и 272-й Гдовский полки), сформированная в Псковской и Петроградской губерниях после объявления всеобщей мобилизации, с привлечением офицерских кадров 24-й дивизии. Конечно, в рядах перечисленных полков служили отнюдь не только уроженцы Пскова и губернии, однако горожане привыкли считать их «своими» воинскими частями»[3]. Автор книги подробно описывает славный и полный трагизма боевой путь этих полков, участие их в различных военных операциях, в том числе и в знаменитом Брусиловском прорыве. Особое внимание уделяется индивидуальным подвигам офицеров перечисленных полков. Кроме всем известного подпоручика Владимира Котлинского – героя «атаки мертвецов», автор возвращает исторической памяти имена многих других забытых героев: полковника А.М. Рейсара, поручиков Н. Сахарова, Зелинского и Зайцева, прапорщиков А.Г. Сергии и Федорова, поручика Ф. Литвиненко, полковника В.С. Караняги и многих других. На страницах книги приводятся чрезвычайно яркие картины напряженной борьбы «в которой героизм, как это часто бывает на фронте, переплетается с сумбуром, а отвага – с безответственностью». В связи с затягиванием сроков войны, фронт требовал все новые и новые воинские части. Еще в 1915 г. на основе псковских дружин пешего ополчения, были сформированы 413-й Порховский и 414-й Торопецкий пехотные полки и уже в марте 1916 г. эти воинские команды приняли участие в Нарочском сражении. В книге А.А. Михайлова размещены лишь краткие упоминания о них и изучение боевого пути этих военных формирований является делом будущего. Более того, сам автор отмечает, что «уроженцы Пскова и Псковской губернии сражались не только в рядах полков, исторически связанных с их родными землями. Они находились на разных фронтах, в рядах многих гвардейских и армейских частей, в пехоте, кавалерии, артиллерии, на флоте и авиации и др.»[4].

Огромные потери, которые понесла русская императорская армия на фронтах Первой мировой войны, требовали восполнения новобранцами, уже прошедшими краткий курс военной подготовки. В этих целях в Пскове с февраля 1916 г. был образован военно-спортивный комитет, осуществлялся набор инструкторов-офицеров, накапливалась его материально-техническая база. В дальнейшем отделения комитета были сформированы и в других уездных городах губернии. «Обучению предписывалось придать практический и наглядный характер. Весь курс допризывной подготовки следовало проходить исключительно практически, объясняя общие положения возможно шире отдельными, частными случаями. Вместе с тем юношам, окончившим курсы, надлежало знать наизусть текст присяги, поучение воина перед боем и обязанности рядового в рассыпном строю»[5]. В монографии А.А. Михайлова раскрывается процесс организации и работы допризывной подготовки, состав учащихся, материально-организационные трудности, сопровождающие данное начинание.

Не отставал Псков и в деле оказания многообразной помощи фронту. Как и в первые годы войны, псковские газеты сообщали о добровольных пожертвованиях, сборе подарков и денежных средств, проводимых музыкальных вечерах, доходы от которых шли в пользу полков и лазаретов. Интересным представляется момент создания «дружин» для оказания хозяйственной помощи семьям фронтовиков. Как отмечает автор, не смотря на то, что пребывание в «дружине» было делом добровольным и ни как не влияло на вопрос перевода и переэкзаменования, юноши записывались в дружину довольно охотно. Однако в этом деле следует отметить некоторую возрастную специфику. Так, наибольшую активность в этом проявили подростки, переходившие из пятого класса в шестой, тогда как юноши, поступившие в старший восьмой класс, не откликнулись вовсе, что было связано с завершением сроков их обучения в гимназиях[6]. Отдельное внимание в книге уделено вопросу решения проблемы с валом беженцев, захлестнувших Псков с 1915 г. Приводятся цифры количества беженцев, их национальный состав, направление миграционных потоков и меры по оказанию помощи, применяемые местными органами власти. Автор также уделил внимание размещению в Пскове различных воинских команд и учреждений (авиационные части, полевое казначейство и различные интендантские службы).

В условиях затянувшейся войны и напряжения усилий экономики, цены на продовольствие и промтовары стали существенно расти. Псковичи, как и все жители Российской империи, столкнулись с дефицитом товаров и появлением теневого рынка. В своей книге А.А. Михайлов достаточно подробно раскрывает механизмы государственного контроля за ценообразованием, противодействия спекуляции и борьбе с продовольственным кризисом. Отдельной проблемой для местных органов власти и полиции оставалось подпольное производство и продажа алкоголя. Автор приводит следующую цитату из газеты «Псковская жизнь»: «Суррогаты водки у нас вошли в такое широкое употребление, что главный из них – ханжа (слово довольно не благозвучное) получил в устах потребителей его очень красивое, ласкательное название – «ханя», «ханечка»... Население упорно не желало отказываться от алкоголя[7].

На страницах книги приведены яркие цитаты из периодики того времени, позволяющие читателю в полной мере представить гамму событий, настрой общественности и ее отношение (зачастую резко негативное) к государственной продовольственной политике в годы войны. Страницы либеральной прессы того времени пестрели критическими заметками в которых делалась попытка уколоть власть при самом возможном случае.

Резкий перелом в жизни жителей Пскова наступил после отречения императора Николая II и падения монархии. Уже в первые дни после свершившейся революции по инициативе солдат были арестованы генерал Ушаков и командующий Чудской флотилией вице-адмирал Н.Н. Коломейцев, в Кафедральном соборе «было отслужено молебствие по поводу начала в России новой государственной жизни», создавалась милиция из числа гимназистов в и реалистов и иных случайных лиц, а из тюрем были выпущены уголовные элементы. Революция ломала все привычные устои размеренной жизни и диктовала новые правила игры. На протяжении весны – лета 1917 г. фронт рассыпался на глазах, офицеры уговаривали солдат идти на свои позиции. Общая участь развала армии постигла и «псковские» полки. Так, например, в начале июня 1917 г. современник вспоминал следующее «...Омский полк, пожалуй сохранился лучше других, но все же это шла банда вооруженных людей, а не полк. Полнейший беспорядок, курение, сплошная матерная ругань, офицеры тщетно старались внести порядок»[8]. Кадровые перестановки ни гражданского ни военного ведомства уж не могли изменить ситуацию, Россия неумолимо приближалась к логической и ужасной развязке своей революционной вакханалии. Финальные аккорды Первой мировой войны, из которой Россия вышла досрочно, стали для нас началом новой войны – Гражданской. Как отмечает в эпилоге А.А. Михайлов подробный рассказ о событиях Октябрьского переворота, первых действиях Советской армии и о ситуации в то время в Пскове в задачу настоящей книги не входят. Но поскольку и сам Октябрьский переворот, и последовавшая за ним Гражданская война имели с Первой мировой войной самую тесную связь, представляется обоснованным дать хотя бы краткую их характеристику применительно к Пскову. Также автор высказывает надежду на то, что рано или поздно появится отдельное исследование, посвященное Пскову в годы Гражданской войны.

Книга А.А. Михайлова написана живым языком, а удачно подобранные цитаты из воспоминаний современников и периодической печати, позволяют ощутить дух исторической эпохи и психологическое состояние людей. Также, монография сопровождается качественной подборкой интересного фотографического материала, в том числе уникальных фотографий 7-й авиационной роты, базируемой в Пскове. Исследование построено на широкой источниковой базе. Автором использованы документы и материалы Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Псковской области (ГАПО), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД СПб) и Военно-исторического музея артиллерии инженерных войск и войск связи (ВИМАиВС).

Сам автор отмечает, что в этой работе не ставится цели осветить весь сложный комплекс процессов и проблем, присущих 1916-1917 гг., а также всех факторов, обусловивших русскую революцию, а излагаются всего лишь некоторые события в жизни губернского Пскова за два года войны. Однако необходимо отметить, что на данный момент книга А.А. Михайлова является самым подробным исследованием по данной проблематике и, несомненно, вызовет интерес у всех читателей, интересующихся как вопросами истории Псковского края, так и военной историей России.

 


Примечания.

[1] Михайлов А.А. Псков в годы Первой мировой войны. 1916 – 1917 гг. Псков, 2014. 272 с., ил.

[2] Михайлов А.А. Псков в годы Первой мировой войны. 1914 – 1915 гг. Псков, 2012. 344 с., ил.

[3] Михайлов А.А. Псков в годы Первой мировой войны. 1916 – 1917 гг. С. 40 – 41.

[4] Там же. С. 57.

[5] Там же. С. 73.

[6] Там же. С. 99.

[7] Там же. С. 217 – 218.

[8] Там же. С. 242.

 

Вернуться к списку публикаций