«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ И СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ МЕДАЛЬЕРНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

[В оглавление раздела]

Игорь Александрович ЗАДЕРА

Игорь Александрович Задера
Художник-график, литограф.
Окончил Московский Государственный университет печати в 1997 г.
Член Российского Союза Художников с 1992 г. и Международной Ассоциации Художников при ЮНЕСКО (IFA) с 1993 г.
Работает в технике ручной печати авторской цветной литографии и литья авторской ручной бумаги.
Контактные телефон: (+7) 916-190-85-50 (моб.)
 
  

СПРАВКА

Литография
(Исторический экскурс).

Литография – плоская химическая печать с камня, или «камнетиснение» - графическая техника, изобретенная в 1796-1797 гг. в городе Мюнхене (Бавария) тамошним немцем Алоизом (Алоизием) Зенефельдером. Само слово « литография» произошло от сочетания греческих слов «литос» - камень и « графо» - пишу, изображаю.

Художник делает рисунок на литографском камне (особом виде известняка) специальным химическим жиросодержащим литографским карандашом или пером и кистью (литографской тушью). Изображение в дальнейшем обрабатывают (протравливают) специальной кислотой на основе сока ливанского кедра – гуммиарабика. Кислота не действует на «зарисованные» места (зажиренные) на камне, и они, в процессе печати прекрасно впитывают в себя краску.

И, наоборот, места не покрытые рисунком, лишаются после травления способности впитывать в себя краску. Для того, чтобы рисовать на камне литографским карандашом, поверхность камня должна быть обязательно сделана зернистой, шероховатой, а чтобы рисовать пером или кистью, она должна быть отполирована.

Карандашная литография на камне – классический прием литографии – излюбленная техника наших старых мастеров-литографов: Кипренского, Боровиковского, Венецианова, Орловского и др.

В России первые литографские мастерские возникли в 1816 году, хотя сам способ литографирования был известен гораздо раньше (с 1803 года). Художественный язык литографии оказался ярким и выразительным. Художники увидели, что жирный литографский карандаш обладает богатейшей гаммой оттенков, что черный цвет в литографии звучит подчас с непревзойденной силой, что оттенки серого исключительно разнообразны, что, наконец, дополнительные приемы обработки камня, такие как работа скребком ( иглой, шабером) или применение условного желтого тона для того, чтобы интенсифицировать белый цвет, также приводят к значительным художественным результатам.

Развитию русской литографии во многом способствовало возникшее в 1820 году в Петербурге « Общество поощрения художеств». Одним из первых его изданий явилось « собрание видов Санкт-Петербурга и его окрестностей», в котором приняли участие выдающиеся художники: Александр и Карл Брюлловы, Беггров, Галактионов, Тон, Шифляр и др.

В 1843 году в Петербурге вышли « Очерки русских нравов» Булгарина, где иллюстрации « рисовал на камне» гениальный Тимм, много сделавший для развития литографии в России. В своем самом значительном художественном труде – литографском альманахе « Русский художественный листок « выходившем в свет в 1851-1862 гг. он представлял также произведения Боголюбова, Зичи, Шарлеманя, Петрова и др.

В 1867 году в Москве вышел в свет « Альбом видов и сцен из русской жизни. Автографы русских художников» в котором приняли участие художники Саврасов, Перов, В.Маковский, Шмельков, Башилов и др. А в 1869 - 1870 гг. уже в Петербурге группа питерских художников в лице Репина, Крамского, Сурикова, Чистякова, Савицкого, Максимова, Куинджи, Шишкина и других выпустила свой альбом – « Художественный автограф».

Большая часть литографий того времени выполнялась в один цвет, а потом раскрашивалась от руки. Но были и цветные литографии, т.н. «хромолитографии». Например, тот же Тимм печатал свои сюжеты в 2-3 цвета, а порой и в 5 красок! Наиболее же часто печатались литографии в 2 цвета: тогда один - черный – был основным, рисующим цветом, а второй – большей частью серый или охристый – только слегка подсвечивал рисунок, ложась на всю площадь композиции, и лишь в самых светлых местах рисунка (в бликах) бумага оставалась белой.

В 1900 году был выпущен альбом « 15-ти литографий русских художников», изданный журналом « Мир Искусства», где были помещены литографии Бакста, Бенуа, Лансере, Малявина и Серова.

Уже в начале 1920-х годов к литографии обратились те из художников старшего поколения, творчество которых было отмечено реалистическими традициями - Юон, Кустодиев, Остроумова-Лебелева, В. Соколов, и др. Огромное применение нашла литография в политическом плакате 1930-1950 гг. в сюжетах и образах Моора, Тоидзе, Верейского, Пахомова, Кибрика, Ватагина, Родионова, Конашевича, Лебедева, Кузнецова, Рудакова, Чарушина, Бойма и др.

Сегодня кадры художников, владеющих искусством литографии непрерывно пополняют ведущие художественные институты страны: Академия Художеств им. Репина в Петербурге, а также художественный институт им. Сурикова и Академия печати в Москве. Признанными мастерами жанра являются художники Кокорин, Коровин, Ливанов, Обросов, Пророков, Большакова, Калиничева, Судакова, Щеглов и др.

Участие во Всесоюзных выставках:

  • Баку – 89 (Биенале, Республика Азербайджан);
  • Львов – 92 (Биенале, Республика Украина);
  • Калининград – 92 (Биенале, Россия).

Участие в Международных конкурсах Печатной графики:

  • The British International Miniature Print Exhibition–94 (Галерея «Off-Center», Бристоль, Великобритания);
  • Troisieme Triennale Mondiale D’estampes De Petit Format–94 («AMAC» – «Ассоциация Музеев Современного Искусства Шамальера», Шамальер, Франция);
  • Mini Biennale of Susekullen-95 (Галерея «The Garden of Sweden», Олофстром, Швеция);
  • 11-th Norwegian International Print Triennale-95 (Галерея «Gamlebyen», Фредрикштад, Норвегия);
  • 15-th Mini Print International –95 (Галерея «Taller Galeria Fort», Кадакес, Испания);
  • 10-th Annual International Exhibition of Miniature Art-95 (Галерея «Dell Bello Gallery», Торонто, Канада);
  • International Exlibris Competitions-95 (Галерея «Galeria Graficki Kolektiv», Белград, Югославия);
  • International Mini Print Exhibition «MIG»-95 (Галерея «Terrassa Town Hall», Барселона, Испания);
  • 7-th International Senefelder-Pris-96 ( Международный конкурс литографии им. Зенефельдера, Оффенбах на Майне, Германия);
  • 1-st International Biennale Mini Print-96 (Галерея «ZYHDI», Рациборц, Польша);
  • Tetterode Graphic Trophy-97 (Российская Академия Художеств, Москва, Россия);
  • 2-nd Egyptian International Print Triennale-97 (Национальный Центр Современного Искусства, Гиза, Египет);
  • 8-th Asian Art Biennale-97 (Академия Художеств Шилпакала, Дхака, Бангладеш);
  • «Cuprum VII»-97 (Любин, Польша);
  • The 19-th International Independent Exhibition of Print in Kanagawa-97 (Йокогама, Япония);
  • Tokyo International Mini Print Triennale-98 (Музей Изящных Искусств Университета Тама, Токио, Япония);
  • 1-st International Biennale of Graphic Art-99 (Городская Картинная Галерея, Новосибирск, Россия);
  • 2-ое Международное независимое Биенале графики «Интер-БИН» - 2004 (Санкт-Петербург, Россия).

Участие в групповых выставках:

  • «MIG-95»-96 (Галерея «Terrassa Town Hall», Барселона, Испания);
  • Галерея «Аврора» - 96 (Центральный Дом Художника, Москва, Россия);
  • 1-ое Международное Квадриенале Печатной Графики – 97 (Центральный Дом Художника, Москва, Россия);
  • «Выставка членов Московского Союза Художников» – 97 (Галерея «Интерколор», Москва, Россия);
  • «Выставка МОСХа» – 97 (Галерея «На Кузнецком Мосту», Москва, Россия);
  • «Русское искусство 20-го столетия» - 97 (ГТГ, Москва, Россия);
  • «Сны Венеры» - 98 (Галерея «Восточная», Москва, Россия);
  • «Письма о Москве» - 99 (Фонд «Русская культурная инициатива», Москва, Россия);
  • «Наше здоровье – Наше окружение» - 99 (Американский Культурный Центр, Москва, Россия);
  • «Inter-Book» - 99 (Государственная библиотека иностранной литературы, Москва, Россия);
  • «PAPIR» - 99 (Международный симпозиум художников ручной бумаги, Прага, Брно, Тишнов, Чехия);
  • «Московская литография 1960-1990 гг.» - 99 (Галерея «Ковчег», Москва, Россия);
  • «Розовая книга» - 2000 (Музей «Другое Искусство», РГГУ, Москва, Россия);
  • «Метаморфозы бумаги» - 2001 (ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва, Россия);
  • «Бумажные поля» - 2001 (Государственная библиотека иностранной литературы, Москва, Россия);
  • «PAPIR»- 2001 (Международный симпозиум художников ручной бумаги, Прага, Брно, Тишнов, Чехия);
  • «Острова Крузо» - 2002 (Международная выставка современного искусства «Арт-Москва», Центральный Дом Художника, Москва, Россия);
  • «Художники – друзья журнала «Декоративное Искусство» - 2002 (Российская Академия Художеств, Москва, Россия);
  • «Дембельский альбом» - 2002 (Музей А. А. Ахматовой, Санкт-Петербург, Россия);
  • «Бумага и керамика Японии: Параллели и пересечения» - 2003 (Государственный музей искусств народов Востока, Москва, Россия);
  • «New Language» - 2003 (Международный фестиваль новых технологий в современном искусстве, Санкт-Петербург, Россия);
  • «Выставка Объединения Станковой Графики» - 2004 (Выставочный зал «Кузнецкий Мост», Москва, Россия);
  • «16 лучших галерей города» - 2004 (галерея «V.G.», «Инфо – Пространство», Москва, Россия);
  • «16 лучших галерей города» - 2005 (галерея «Б.Н.», «Инфо – Пространство», Москва, Россия);
  • «Выставка Объединения Станковой Графики» - 2005 (Выставочный зал «Кузнецкий Мост», Москва, Россия);
  • «Художники круга «ДИ» - 2005 (Центр Международной Торговли, Москва, Россия);
  • «Handmade Communication. Part one: Concerto Grosso» - 2007 (Концерт-Холл, Кохтла-Ярве, Эстония);
  • «Три художника ручной бумаги» - 2007 ( Грекокатолический монастырь, Таллинн, Эстония);
  • «Годовая отчетная выставка МСХ» - 2008 (Выставочный зал «Кузнецкий мост», Москва, Россия);
  • «Выставка художников авторской книги» - 2009 (Библиотека иностранной литературы им. Рудомино, Москва, Россия);
  • Всероссийский конкурс исторической картины «От Древней Руси к Новой России» - 2009 (Паломнический Центр Московского Патриархата РПЦ, Москва, Россия);
  • «75 лет Студии военных художников-баталистов им. М.Б.Грекова» - 2010 (ЦВЗ «Манеж», Москва, Россия);
  • «Московское гостеприимство» - 2010 (Мэрия г. Москвы, Новый Арбат, Россия);
  • «75 лет Студии военных художников-баталистов им. М.Б.Грекова» - 2011 (ВЦ «Рабочий и Колхозница», Москва, Россия);
  • «Выставка Объединения Станковой Графики» - 2011 (Выставочный зал «Кузнецкий Мост», Москва, Россия);
  • Выставка «Музей «Книга художника» - 2011(Музей и галерея современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, Россия);
  • Выставка «От Афона до Москвы» - 2012 (Галерея «Золотая миля», Москва, Россия);
  • «2-ой Всероссийский фестиваль графики в «Царицыно» - Биеннале графики 2012 ( Музей-заповедник «Царицыно», Москва, Россия);
  • «Книга художника» - 2013 (Международная художественная выставка авторской книги, «Царицыно», Москва, Россия).

Персональные выставки:

  • «Поэтический Альбом Литографий» - 96 (Галерея «Аврора», Тверь, Россия);
  • «Арт-Манеж» - 96 (Центральный Выставочный зал «Манеж», Москва, Россия);
  • «Глина и бумага» - 96 (Галерея «На Солянке», Москва, Россия);
  • «Новая Группа Служения Миру» - 97 (Корпорация «Блиц-Арт», Москва, Россия);
  • «Виды Кремля в Москве» - 98 (Галерея «Интер», Москва, Россия);
  • «От А до Я» - 98 (Корпорация «Блиц-Арт», Москва, Россия);
  • «Дерево и бумага» - 99 (Галерея Международного Государственного Университета, Москва, Россия);
  • «Хорошо темперированный папир» - 99 (Культурный Центр «Дом», Москва, Россия);
  • «Выставка литографии» - 99 (Главная Резиденция Президента РФ, Кремль, Москва, Россия);
  • «По Праге с Ф. К.» - 99 (Компания «Экспо-Парк», Центральный Дом Художника, Москва, Россия);
  • «Воспоминания о будущем» - 99 (Компания «Спасские Ворота», Мэрия, Москва, Россия);
  • «Новая реальность» - 2000 (Галерея «Кросна», Москва, Россия);
  • «Пути Бумаги» - 2000 (Компания «Экспо-Парк», Центральный Дом Художника, Москва, Россия);
  • «Музыкальная графика XVII века» - 2001 (Фонд «Русский Музыкальный Ангажемент», Москва, Россия);
  • «Бумажная страсть» - 2002 (Галерея «Polendruum», Таллинн, Эстония);
  • «Выставка акварели и литографии» - 2003 (Объединенный историко–культурный музей, Малоярославец, Россия);
  • «Станковая графика» - 2010 (Российский Институт Стратегических Исследований, Москва, Россия);
  • Выставка «Акварель и литография» - 2011 (Галерея современного искусства «Сколково», Москва, Россия);
  • «Средневековые крепости и монастыри России» - 2012 (Русский культурный центр, Копенгаген, Дания);

Собрания:

  • Государственный Исторический Музей (Москва, Россия);
  • Государственный Музей Изобразительного Искусства им. А.С.Пушкина (Москва, Россия);
  • Российский Государственный Военно-Исторический Архив (Москва, Россия);
  • Военно-исторический Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи МО РФ (СПб, Россия);
  • Музей Современного Искусства (Москва, Россия);
  • Музей Современного Искусства (Львов, Республика Украина);
  • Музей Международного Современного Искусства (Гиза, Египет);
  • Музей Искусств Университета Тама (Токио, Япония);
  • Музей Современного Искусства (Фредрикштад, Норвегия);
  • Музей Изобразительных Искусств (Махачкала, Республика Дагестан, Россия);
  • Центральный Музей Вооруженных Сил РФ (Москва, Россия);
  • «Музей – панорама «Бородинская битва» (Москва, Россия).
  • Академия Искусств Шилпакала (Дхака, Бангладеш);
  • «АМАС» - Ассоциация Музеев Современного Искусства Шамальера (Шамальер, Франция);
  • Подарочный фонд Президента РФ (Администрация Президента РФ, Москва, Россия);
  • «Дом Российской Печатной Графики «Челюскинская» (Москва, Россия);
  • Объединенный историко-культурный музей ( Малоярославец, Россия);
  • Студия Военных Художников-Баталистов им. М.Б. Грекова (Москва, Россия);
  • Городская картинная галерея (Новосибирск, Россия);
  • Галерея «Off Center» (Бристоль, Великобритания);
  • Галерея «Dell Bello Gallery» (Торонто, Канада);
  • Галерея «Terrasa Town Hall» (Барселона, Испания);
  • Галерея «Taller Galeria Fort» (Кадакес, Испания);
  • Галерея «Galeria Graficki Kolektiv» (Белград, Югославия);
  • Галерея «Аврора» (Тверь, Россия);
  • Главная Резиденция Президента РФ (Кремль, Москва, Россия);
  • Главная Резиденция Посла США в РФ («Спасо-Хаус», Москва, Россия);
  • Мэрия (Москва, Россия);
  • Банк «Российский Кредит» (Москва, Россия);
  • Корпорация «ДИАСОФТ» (Москва, Россия);
  • Компания «Спасские Ворота» (Москва, Россия);
  • Компания «Мегафон» (Москва, Россия);
  • «РИСИ» - Российский Институт Стратегических Исследований (Москва, Россия).

Награды:

  • Баку –89 (Биенале, Республика Азербаджан, СССР) – Почетный Диплом;
  • «АМАС» - Ассоциация Музеев Современного Искусства Шамальера – 94 (Шамальер, Франция) – Почетный Диплом;
  • «11-ое Международное Триенале Печатной Графики» - 95 (Фредрикштад, Норвегия) – Почетный Диплом;
  • «MIG» - 95 – Международная Выставка Печатной Графики Малых Форм (Барселона, Испания) – Почетный Диплом;
  • «Печатный конкурс «Теттероде» - 97 (Москва, Россия) – Диплом Участника;
  • 2-ое Международное независимое Биенале графики «Интер-БИН» - 2004 (Санкт-Петербург, Россия) – Диплом Участника;
  • Юбилейный знак «225 лет Черноморскому флоту» - 2008 (ВМФ РФ, Севастополь, Россия);
  • Серебряный орден «Служение искусству» - 2009 (Международная Академия Культуры и Искусства, Москва, Россия);
  • Почетная грамота Министра Обороны РФ – 2009 (МО РФ, Москва, Россия);
  • Памятная медаль в честь 400-летия преодоления Смуты и восстановления Российской Государственности «Юбилей всенародного подвига 1613-2013» (Российский Императорский Дом, Москва, Россия).

Гранты:

  • Международный симпозиум по ручной бумаге «Handmade Communication. Part one: Concerto Grosso» - 2007, Эстония (Грант ЕС) – художественный куратор проекта.

Публикации:

  • «Why is why in Russia – 2007» - энциклопедия успешных людей России - Издательство «Hubner-Press», Берлин - Лондон, 2007.

Некоторые работы художника