«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»

 

Экслибрисы на тему связанную с именем Фёдора Михайловича Достоевского в коллекции отечественного книжного знака встречаются, но не столь часто. Творчество Достоевского не получило должной оценки современников при жизни писателя. Но после смерти он был признан классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения. Многие художники, работающие в малой графике, изображают великого писателя таким, каким он запечатлён на знаменитых, всем известных портретах В. Перова и В. Фаворского. Но кроме иконографических (портретных) книжных знаков с образом Фёдора Достоевского есть экслибрисы сюжетные, которые навеяны произведениями писателя. Интересен портретный экслибрис заслуженного художника Российской Федерации Анатолия Калашникова для библиотеки известного немецкого коллекционера книжных знаков Клауса Рёделя. Темой этого книжного знака послужил «Разговор с великим инквизитором» с его сакраментальной фразой «Тайна, чудо, авторитет…». По Фёдору Достоевскому власть держится на трёх китах - чуде, тайне и авторитете. Они заглушают совесть человека. Свои решения совесть отдает в руки того, кто совершает чудеса, непонятное объявляет тайной и пользуется авторитетом. Второй книжный знак для Клауса Рёделя выполнил украинский художник из Луцка Николай Шамрила. На нём Фёдор Достоевский изображён на фоне церковных куполов. Притча «Великий инквизитор» из романа Достоевского «Братья Карамазовы» легла в основу сюжета книжного знака художника Юрия Коннова (Москва) для домашней библиотеки московского журналиста, книговеда, литературоведа и коллекционера книжных знаков Якова Бейлинсона.

Притча представляет собой аллегорический рассказ Ивана Карамазова Алёше Карамазову на тему христианской свободы воли, свободы совести, она заключает в себе изложение позиции писателя на общество, православие, католицизм и занимает ключевое место не только в романе, но и во всей системе философских ценностей его автора. Портретный экслибрис выгравировал на дереве ленинградский график (в 1979 году уехал в Вену) Виктор Шапиль. Предназначалась эта ксилография для библиотеки ленинградского инженера-конструктора, корабела и библиофила Валерия Манукяна. Художник-график Михаил Меринов из Анадыря (Чукотка) создал экслибрис для минского книголюба, профессора Михаила Минкевича, взяв за основу сюжета роман Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». На этой графической миниатюре изображён топор и, сидящий на табурете, бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников, убивший и ограбивший ради спасения близких старуху-процентщицу и попутно убивший случайную свидетельницу. Одесский художник Юрий Веселов нарисовал экслибрис «Из книг Ю.Б. Тюнеева», на нём автор дал портрет Ф.М. Достоевского в круге из колючей проволоки и начертал слова «Широк русский человек. Я бы сузил». Эта цитата художником нещадно переврана и потеряла свой первоначальный смысл. Ни Фёдор Михайлович Достоевский, ни его герой Дмитрий Фёдорович Карамазов подобную фразу никогда не произносили.

Отставной поручик Дмитрий Фёдорович Карамазов (Митя) в «Братьях Карамазовых» говорил: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». К русскому человеку эта фраза в том виде, как она написана автором и озвучена его персонажем не имеет никакого отношения. Но, к сожалению, эту фразу в передёрнутом виде активно эксплуатируют современные писатели, политики и журналисты. В таком извращённом виде она и попала на экслибрис Ю.Б. Тюнеева. Известный белорусский график Евгений Тиханович выполнил офортный экслибрис для своей жены В.В. Голубок. На нём дан портрет Фёдора Достоевского и написано «Ф.М. Достоевский 1821-1971». Казахский график Борис Ткаченко из Джамбула (ныне Тараз) выполнил книжный знак «Ex libris Н.И. Яценко», на нём изображён Фёдор Достоевский на фоне Эйфелевой башни. Текст на графической миниатюре гласит «Сент-Экзюпери читал книги Ф.М. Достоевского». Подобная композиция этого книжного знака не случайна, дело в том, что знаковладелец Николай Яценко из Ульяновска - автор нескольких книг о Сент-Экзюпери. Он является президентом Международного клуба друзей Сент-Экзюпери и большим поклонником творчества Ф.М. Достоевского. «Ex libris Александра Гейфера» выполнил московский художник Борис Тржемецкий. Это иконографический экслибрис на нём помимо портрета Достоевского написано «Фёдор Достоевский». На экслибрисе Э.Г. Шика омский художник Иван Желиостов нарисовал стилизованный портрет Достоевского и написал «Достоевский Ф.М.». Известно, что осенью 1848 года Достоевский познакомился с Н.А. Спешневым, вокруг которого вскоре сплотилось семеро наиболее радикальных петрашевцев, составив особое тайное общество.

Достоевский стал членом этого общества, целью которого было создание нелегальной типографии и осуществление переворота в России. Вскоре после публикации «Белых ночей» 23 апреля 1849 года писатель, в числе многих петрашевцев, был арестован и провёл восемь месяцев в заключении в Петропавловской крепости. Суд признал его «одним из важнейших преступников» и приговорил к смертной казни. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу казнь была обставлена как инсценировка. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». Далее последовали четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Этому периоду жизни писателя и посвящён экслибрис для Анатолия Гурского казахского художника из Актюбинска (ныне Актобе) Таймаса Телеушева. На экслибрисе изображён Фёдор Михайлович Достоевский в кандалах на фоне омского острога, вооруженных солдат и сибирской соборной мечети в Омске. На этой графической миниатюре написано «Фёдор Достоевский». Русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский сложная, противоречивая личность. О себе он писал: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Шапиль В.Г.
Шамрила Н.Ф.
Веселов Ю.
Ткаченко Б.А.
Телеушев Т.Н.


Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.

Вернуться к списку публикаций