«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Я – страница твоему перу. Всё – приму. Я белая страница»

 

В коллекции отечественного книжного знака много экслибрисов, посвящённых Марине Цветаевой. Среди них много экслибрисов портретных, как сюжетные и ассоциативных композиции, связанных с её жизнью и творчеством. Художница из Санкт-Петербурга Нина Кизимова выполнила экслибрис для Литературного музея М.И.Цветаевой, который входит в состав Елабужского музея-заповедника. Он сделан в технике акватинты с использованием различных тонов коричневого цвета. В экслибрисе использован силуэт Марины Цветаевой работы Л.В.Кругликовой. В экслибрисе приведены цветаевские строки: «Я - страница твоему перу. Всё – приму. Я белая страница». В центре графической миниатюры изображение, напоминающее надгробную плиту. С обращённым вверх профилем Цветаевой. Народный художник России Александр Бакулевский живёт в столице Марий Эл Йошкар-Оле. Он создал в гравюре на дереве (ксилография) «Ex libris А.Елфимова», посвященный Марине Цветаевой. Делая акцент на драматической судьбе поэта, он изобразил её с прижатыми к груди руками на краю тёмной пропасти, готовой ступить в неё босой ногой. На подоле её платья изображена лира, а природа препятствует поэту сделать последний гибельный шаг. Книжный знак выполнен в два цвета.

В сложной офортной технике акватинты выполнила автоэкслибрис художница из Свердловской области Ксения Мамченко. На нем юная Марина Цветаева запечатлена на фоне Эйфелевой башни. На этой романтической графической миниатюре читаются строки из её раннего стихотворения «В Париже», датированного 1909 годом:

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.

Киевский ксилограф Константин Козловский выгравировал книжный знак для домашней библиотеки историка литературы, писателя и библиофила, автора книг и статей о творчестве Марины Цветаевой Льва Мнухина. На этой ксилографии дан портрет Марины Цветаевой на фоне сборников её стихов «Царь-девица», «Ремесло», «Разлука» и памятника Александру Сергеевичу Пушкину в Санкт-Петербурге скульптора М.К.Аникушина и архитектора В.А.Петрова на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея.

Художник из города Нижний Тагил Евгений Постоногов и художник Юрий Постоногов из города Екатеринбурга в офортной технике выполнили многосюжетный цветной экслибрис для Галины Шарко, в котором отразил эпизоды жизни и смерти Марины Цветаевой, её мужа Сергея Ефрона и их дочери Ариадны. Наложенные друг на друга кресты делят композицию графической миниатюры на четыре части. В верхнем левом углу изображён за решёткой Сергей Эфрон, расстрелянный в 1941 году как враг народа. В правом нижнем углу видна скорбная фигура Марины Цветаевой, над которой висит затянувшаяся на шее поэта в том же 1941 году. Рядом с Эйфелевой башней и башней Московского кремля виден домик в Туруханске, где жила в ссылке Ариадна. Дополняет композицию книжного знака журавлиный клин из писем, которые связывали Марину Цветаеву с Борисом Пастернаком. Уфимский график Глеб Голубев в технике линогравюры выполнил экслибрис памяти Марины Цветаевой. На нём он изобразил Цветаеву, которую ангел уносит в мир иной. Их сопровождает оркестр ангелов-трубачей. В композицию экслибриса включён Елабужский храм, который она видела в последние дни своей жизни, поскольку окна её комнаты выходили на Покровскую церковь. Два цветных книжных знака выполнил в 1992 году художник из Екатеринбурга Рудольф Копылов к 100-летнему юбилею со дня рождения Марины Цветаевой. На первом экслибрисе «Из книг А.В.Сазонова» художник дал портрет Марины Цветаевой на фоне цветов и лика Богородицы.

Второй копыловский экслибрис, предназначенный для домашней библиотеки новосибирского инженера-гидротехника Геннадия Абольянина, связан с рождением поэтессы. На нём изображена Марина Цветаева, купола церквей и кисть красной рябины. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует память апостола Иоанна Богослова. Это совпадение нашло отражение в стихотворении «Красной кистью…» (1916):

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Художница из Набережных Челнов Светлана Большакова выгравировала на картоне книжный знак «Из книг Цветаевой», на нём изображена Марина Цветаева на фоне церкви на холме, летящей птицы и падающих листьев. Живой портрет Марины Цветаевой дал художник Юрий Николаев из Чебоксар в экслибрисе для своей домашней библиотеки. Автор дал название этой графической миниатюре «М.Цветаева - это Россия». Вероятно, он подразумевал стихию русского духа, которым пронизано творчество Марины Цветаевой. На этой линогравюре она изображена на фоне деревянных шатровых храмов в несвойственном ей облике – туго обтягивающей голову косынке. Интересен шаржированный книжный знак «Ex libris M.TSV.», выполненный в гравюре на линолеуме Наталией Широковой из Екатеринбурга, которая изобразила встречу Марины Цветаевой с Александром Пушкиным. Оба они стоят на книге, он во фраке и тростью в руке, почтительно сняв перед ней цилиндр, она в руках держит лист бумаги и перо. В экслибрисе художницы из Серова Ирины Кочуровой в центре композиции лицо улыбающейся Марины Цветаевой на фоне цветов и пены морского прибоя. На этой графической миниатюре читаются цветаевские строки из стихотворения «Я бренная пена морская», написанного 23 мая 1920 года:

Кто создан из камня,
кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена,
мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.

Символические черты несёт в себе «Ex libris Марины Цветаевой», выполненный Алиной Музагитовой (Татарстан, Набережные Челны), где на фоне раскрытой книги изображено дерево с пышной кроной, птица и одинокий домик на берегу реки на фоне сухого дерева. Этот экслибрис напоминает о доме на берегу Камы, куда Марина Цветаева приплыла на пароходе в эвакуацию в Елабугу. Интересен экслибрис харьковского художника Алексея Литвинова Сергея Руденко. На этой линогравюре дан выразительный портрет Марины Цветаевой на фоне волн и языков пламени. Художник из Уфы Марат Шайхлисламов в офорте выполнил «Ex libris Марина Цветаева». На этом книжном знаке дан портрет в профиль юной Марины с гордо поднятой головой на фоне узнаваемых архитектурных строений, в тех местах, где она бывала. Это Москва, Таруса, Коктебель, Прага, Париж и Елабуга. Не случайно автор графической миниатюры назвал этот экслибрис «Странствие Марины».

Копылов Р.
Козловский К.
Копылов Р.
Литвинов А.
Мамченко К.
Постоноговы Е. и Ю.
Николаев Ю.
Шайхлисламов М.
Широкова Н.
Кочурова И.
Большакова С.
Казимова Н.
Музагитова А.
Бакулевский А.
Голубев Г.


Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт, работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. Свой путь в искусство экслибриса Гетманский начинал под руководством председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А. Вуля и графика-ксилографа Г.А. Кравцова. Э.Д. Гетманский опубликовал около 6000 статей в различных СМИ Советского Союза и Российской Федерации. Свое внимание он адресовал провинции, став постоянным корреспондентом многих газет. Его статьи были опубликованы в 869 редакциях газет на 26 языках народов СССР. Вторым и не менее значимым аспектом деятельности тульского коллекционера стала выставочная деятельность. Э.Д. Гетманским было организовано 17 художественных выставок книжного знака (1974-1999), каждую из которых он сопроводил уникальным каталогом. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. На исходе ХХ века Э.Д. Гетманский провёл в Туле первую и единственную к тому времени в СССР и постсоветской России выставку по еврейской тематике - «Еврейская тема и творчество советских художников-евреев в книжном знаке (экслибрисе)». По мнению специалистов, эта выставка и каталог к ней открыли новую страницу в «российской иудаике». Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции - «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Еврейская тема в экслибрисе», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Для домашней библиотеки Э.Д. Гетманского выполнено более 2100 экслибрисов отечественными и зарубежными художниками. Никто в мире не имел и не имеет такого числа личных книжных знаков. В постсоветский период на смену выставочной и журналистской деятельности, пополнению коллекционного собрания пришла глубокая научная и исследовательская работа на ниве книжного знака. За это время им были написаны и изданы 12 монографий по книжному знаку в 42 томах. Здесь следует отметить шеститомную «Энциклопедию советского экслибриса (1917-1991)», десятитомный труд «Отпечаток человеческой души», «Российский книжный знак (1917-1991)» в трёх томах, «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)» в двух томах и др. Высокую оценку искусствоведов, литературоведов и музейных работников страны получила двухтомная энциклопедия Э.Д. Гетманского «Поэтическое сердце России (есенинский экслибрис). В последние годы Эдуард Данилович написал и издал ряд монографий по еврейскому книжному знаку. Это «Экслибрисы российско-еврейского этноса (1795-1991)» в трёх томах, «Экслибрисная мемориальная летопись (евреи - герои Великой Отечественной войны)» в трёх томах и «Экслибрисы народа книги (еврейская тема в отечественном книжном знаке)» в двух томах. В настоящее время в работе находится многотомная монография «Еврейский иконографический экслибрис», которая включит в себя графические миниатюры отечественных деятелей культуры, художников, артистов, литераторов, учёных и многих других знаменитых евреев, кто оставил свой след в жизни страны. Монографии Э.Д. Гетманского находятся не только в ведущих библиотеках России - РГБ, РНБ, ГПИБ (Историческая библиотека), Государственном музее А.С. Пушкина, но и в крупнейших библиотеках мира, в том числе - Библиотеки конгресса США и Национальной библиотеки Израиля. Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). За свои монографии автор в 2011 году был награждён медалью и специальным дипломом лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». В 2015 году награждён медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». В 2016 году награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Хелмера Фогедгаарда «За организацию большого числа выставок и издание работ, способствующих популяризации книжных знаков». В 2018 году Э.Д. Гетманский награждён почётным сертификатом международной премии FISAE имени Джианни Мантеро «За выдающийся вклад в пропаганду книжных знаков путём активного распространения знаний о книжных знаках среди широкой общественности на международном уровне». Э.Д. Гетманский - единственный в СССР и России, кто когда-либо был награждён всеми наградами FISAE. Упорный целенаправленный труд заслуженно определил место Э.Д. Гетманского, его уникальной коллекции книжных знаков в национальной культуре России.

Вернуться к списку публикаций