«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«Память, память, за собою позови»

К 70-летию Великой Победы

 

Выступая на Параде Победы в 1945 году, маршал Г.К. Жуков говорил: «На советско-германском фронте был растоптан авторитет германского оружия и предрешен победоносный исход войны в Европе. Война показала не только богатырскую силу и беспримерный героизм нашей армии, но и полное превосходство нашей стратегии и тактики над стратегией и тактикой врага...». Советскими Вооруженными силами было разгромлено 507 немецко-фашистских дивизий и 100 дивизий ее союзников – почти в 3,5 раза больше, чем на всех остальных фронтах Второй мировой войны. На советско-германском фронте Вооруженные силы Германии потеряли более 73% убитыми, ранеными и пленными из общих потерь за войну. Здесь же была уничтожена основная часть военной техники вермахта: свыше 70 тыс. (более 75%) самолетов, около 50 тыс. (до 75%) танков и штурмовых орудий, 167 тыс. (74%) артиллерийских орудий, более 2,5 тыс. боевых кораблей, транспортов и вспомогательных судов. Советские войска прошли от Сталинграда до Берлина, Праги и Вены более 2,5 тыс. км. От немецко-фашистских захватчиков было освобождено не только 1,9 млн. кв. км советской земли, но и 1 млн. кв. км. территории стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

Тульский художник В.Н. Чекарьков нарисовал в 1985 году экслибрис для книжного собрания А.И. Покрышкина. На этой графической миниатюре дан портрет легендарного лётчика-аса в маршальской форме на фоне самолёта «Аэрокобра» и звёзд, обозначающих число сбитых им фашистских самолётов. Он летал на И-153, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-3. и американском истребителе Bell P-39 Airacobra под номером 100. На нём Покрышкин сбил 48 самолётов. Александр Иванович Покрышкин – первый в истории страны являлся трижды Героем Советского Союза, автором крылатой формулы «высота – скорость – маневр – огонь». Он прошел войну с первого дня до самого конца, начав с должности командира звена и закончив командиром 9-й гвардейской Мариупольско-Берлинской ордена Ленина Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизии, которая известна, как «дивизия Покрышкина». В этой дивизии насчитывалось свыше 50 Героев Советского Союза, в том числе дважды Герои Советского Союза – Д. Глинка, Г. Речкалов, А. Клубов и П. Камозин. Из Героев Советского Союза авиадивизии Покрышкина многие были его учениками. Покрышкин лично совершил свыше 650 боевых вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 немецких самолетов. Однако в их число из-за потери штабных документов не вошло количество самолетов, сбитых Покрышкиным в самом начале войны. Имя А.И. Покрышкина стало символом Победы. Поздравляя его с присвоением звания маршала авиации (1972) Маршал Советского Союза А.М. Василевский писал: «Всё содеянное Вами в годы Великой Отечественной войны как никому даёт право на присвоения этого высокого воинского звания. Вы его заслужили как никто другой». Личность А.И. Покрышкина в наибольшей степени отражает характер и дух русского народа, его жизнь помогает понять, кто и почему выиграл Великую Отечественную войну. Его поистине можно назвать народным героем Советского Союза, национальным героем России.

Ташкентский художник Е.И. Владимиров нарисовал мемориальный книжный знак «Ex libris in memoriam Всемирный антифашистский комитет», на нём изображён Соломон Михоэлс и человек, летящий в бездну из круга пламени в котором написаны фамилии членов ЕАК – Соломон Михоэлс, Соломон Лозовский, Исаак Фефер, Соломон Брегман, Иосиф Юзефович, Борис Шимелиович, Лейба Квитко, Перец Маркиш, Давид Бергельсон, Давид Гофштейн, Вениамин Зускин, Лина Штерн, Леон Тальми, Илья Ватенберг, Эмилия Теумин, Чайка Ватенберг-Островская. Еврейский антифашистский комитет (ЕАК) – общественная организация в СССР, образованная при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции с целью организовать всемерную поддержку СССР со стороны евреев демократических стран в войне против нацистской Германии. Советская власть создавала ЕАК как организацию полностью управляемую в идеологическом плане и подконтрольную – «под колпаком» НКВД. Дата учреждения ЕАК – 7 апреля 1942 года, в него вошли политические деятели С.А. Лозовский (руководитель Совинформбюро) и М.М. Бородин, писатели И.Г. Эренбург и Д.Р. Бергельсон, поэты С.Я. Маршак, П.Д. Маркиш, Л.М. Квитко, кинорежиссёр С.М. Эйзенштейн, музыканты Д.Ф. Ойстрах, Э.Г. Гилельс, актёр В.Л. Зускин, генералы Я.Г. Крейзер и А.Д. Кац, Герой Советского Союза командир подводной лодки И.И. Фисанович, академики А.Н. Фрумкин, П.Л. Капица и Л.С. Штерн и др. С.М. Михоэлс, актёр и главный режиссёр Московского государственного еврейского театра, был назначен председателем ЕАК. Секретарем ЕАК стал Ш. Эпштейн. В январе 1948 года С.М. Михоэлс был убит на даче главы МГБ Белоруссии Л.Ф. Цанавы под Минском с инсценированной после убийства автомобильной катастрофой. 20 ноября 1948 года Еврейский антифашистский комитет был формально распущен и закрыт «как центр антисоветской пропаганды». В декабре 1948 года были арестованы председатель ЕАК Ицик Фефер и директор Еврейского театра в Москве В.Л. Зускин. В начале 1949 года было арестовано несколько десятков членов Еврейского антифашистского комитета. 12 августа 1952 года тринадцать подсудимых, среди которых было несколько крупнейших еврейских литераторов (Л. Квитко, П. Маркиш, Д. Бергельсон, Д. Гофштейн), были казнены. Всего по делу Еврейского антифашистского комитета было репрессировано 110 человек. 22 ноября 1955 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила приговор в отношении членов Еврейского антифашистского комитета из-за отсутствия в их действиях состава преступления. Из списка людей перечисленных на книжном знаке Е.И. Владимирова, посвящённого памяти ЕАК, в живых осталась только один человек – советский биохимик и физиолог, лауреат Сталинской премии Лина Соломоновна Штерн, которая была в Советском Союзе первой женщиной – академиком АН СССР, директором ею же созданного Института физиологии Академии наук СССР. По суду она была приговорена к 3,5 годам тюрьмы с последующими 5 годами ссылки (остальные обвиняемые были расстреляны), находилась она в ссылке в Казахстане, городе Джамбул. В 1953 году по амнистии ей разрешили вернуться в Москву, хотя формально она была реабилитирована только в ноябре 1958 года.

Молодой новороссийский график Ю.Ф. Молибоженко в 1985 году в гравюре на дереве выполнил экслибрис «Из книг музея Советской Армии. Новороссийск». На нём изображён фрагмент Галереи боевой славы ансамбля «Малая Земля» – огромного монумента на берегу Чёрного моря, посвященный героической высадке морского десанта майора Цезаря Куникова на захваченный противником полуостров в ночь на 4 февраля 1943 года. Оборона этого клочка земли продолжалась 225 дней и завершилась утром 16 сентября освобождением Новороссийска. Этот памятник входит в состав Новороссийского исторического музея-заповедника. Гигантская бетонная плита символизирует нос причалившего к берегу корабля. На его левом борту – бронзовая девятифигурная скульптурная группа «Десант» – изготовились к броску слитые единством воли моряк, пехотинец, командир, девушка-санинструктор. Другой борт корабля уходит в море, на нем барельеф – в едином наступательном порыве готовые в атаку бойцы. Внутри памятника находится Галерея боевой славы с 30 барельефами, изображающими героев Советского Союза. На гранитных знаменах увековечены списки частей и соединений, которые участвовали в боях за Новороссийск и небольшой полуостров, имевший важное стратегическое значение. В центре Галереи боевой славы размещено мозаичное панно с текстом клятвы защитников Малой Земли «Отвоеванный нами у врага клочок земли под городом Новороссийском мы назвали «Малой землей». Она хоть и мала, но она наша, советская, она полита нашим потом, нашей кровью, и мы ее никогда и никакому врагу не отдадим» и бронзовая позолоченная капсула «Сердце» с именами погибших героев битвы. Памятник-ансамбль «Малая земля» был открыт 16 сентября 1982 года, в день 39-й годовщины разгрома немецко-фашистских войск в городе Новороссийске. Авторами мемориального комплекса были – скульптор народный художник СССР, лауреат Сталинской и Ленинской премии, действительный член АХ СССР В.Е. Цигаль (он участвовал в высадке десанта в Новороссийск и Керчь), архитекторы Я.Б. Белопольский, Р.Г. Кананин, В.И. Хавин. Памятник-ансамбль «Малая земля» расположен на Суджукской косе на берегу Цемесской (Новороссийской) бухты.

Прост и понятен по композиции, выполненный в гравюре на пластике, экслибрис свердловского графика Р.В. Копылова для участника Великой Отечественной войны С. Дёмина. На нём изображён Владимир Высоцкий на фоне идущих в атаку солдат Красной армии при поддержке авиации. Известно, что Высоцкий чаще всего свои концерты начинал с военных песен, причём пел он их всегда стоя. Песни о Великой Отечественной войне поэт поднимал на ту нравственную высоту, с которой соизмерял обычные житейские поступки и помыслы человека в мирной жизни. Это было поразительно, откуда у него, никогда не воевавшего человека, было такое обострённое восприятие действительности, откуда в нём было неистребимое стремление, во что бы то ни стало сказать правду о войне, о человеке на войне. В своем «военном» цикле Высоцкий говорил о том, о чем официально не принято было говорить – о трагедии войны, о страхе смерти, о штрафных батальонах, о героизме и трусости, о милосердии, о вечной вине перед павшими. У Высоцкого было огромное чувство сопричастности к судьбе народа, чувство ответственности за все, что происходит вокруг, чувство вины сегодняшнего человека перед павшими, до конца выполнившими свой долг, чувство восхищения подвигом русского солдата. Герой Высоцкого – солдат с передовой, человек самого переднего края, рядом с которым постоянно ходит смерть. Песни Высоцкого о войне – не воспоминания, это нечто живущее в человеке сегодня как боль, глухая, но готовая в любой момент вспыхнуть новой силой. Он сказал нам правду о ней, его песни помогают нам помнить о подвиге нашего народа, о страшной и великой войне, в которой победил русский солдат.

В.М. Леус родился в Алтайском крае, всю войну прошел в подразделениях 178-й Краснознаменной Кулагинской краснознамённой стрелковой дивизии, которая сформировалась в Омске в июле 1941 года. Первый бой он принял под Смоленском 12 июля 1941года на реке Вопь (приток Днепра). В сентябре 1941 года получил первую награду – медаль «За отвагу». С октября 1941 года воевал на Калининском фронте, принимал участие в битве за Москву. За освобождение Ржева награжден орденом Красной звезды. Дважды ранен, закончил войну в городе Выборге 24 сентября 1944 года. После войны жил в красноярском городе Дивногорске на берегу Енисея, собрал приличную библиотеку, в которой было 1100 книг с автографами прозаиков и поэтов, художников и композиторов, полководцев и выдающихся государственных деятелей. Для книжного собрания В.М. Леуса в 1990 году выполнил книжный знак красноярский художник Б.А. Зубковский. На этой графической миниатюре изображён солдат с поднятым в руке автоматом на фоне огней праздничного салюта и гвардейской ленты.

Киевский художник А.С. Мистецкий в 1984 году подарил книжный знак бакинскому библиофилу и коллекционеру книжных знаков Григорию Кизелю. На этой линогравюре изображён портрет немецкого писателя Лиона Фейхтвангера на фоне бесноватого Гитлера, сжигающего в пламени костра его книги – «Успех», «Лже-Нерон», «Семья Опперман», «Изгнание», «Москва. 1937». На этом экслибрисе написано «1884-1984 Фейхтвангер. 100». Этим экслибрисом Кизель помечал книги по военной тематике своей домашней библиотеки. Лион Фейхтвангер работал в жанре исторического романа, он попал в число тех, чьи книги подлежали сожжению, 25 августа 1933 года был лишен немецкого гражданства. В годы Второй мировой войны Фейхтвангер создал лучшие свои произведения, в которых разоблачались фашизм и его идеология.

Для связиста пулемётно-артиллерийского батальона в годы Великой Отечественной войны Евгения Богданова каргопольский художник Г.А. Кулишов выгравировал на линолеуме книжный знак. На этой графической миниатюре, выполненной в гравюре на пластике, изображены деревянные дома на берегу реки, рукопись с авторучкой и гильза артиллерийского снаряда с веткой рябины в ней. Е.Ф. Богданов вернулся после войны в Каргополь, работал в газетах, получил журналистское образование и стал пробовать себя в художественной прозе, он автор 30 книг.

Ленинградский художник Н.А. Саутин подарил книжный знак Центральному военно-морскому музею – одному из старейших музеев России и крупнейшему морскому музею мира. На этом экслибрисе, выполненного в 1987 году в технике ксилографии (гравюры на дереве), изображено здание бывшей Фондовой биржи в Санкт-Петербурге, где раньше находился музей. История музея ведется с 1709 года, когда по распоряжению Петра I была основана Модель-камера (от нидерл. model-kammer – комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. В 1805 году коллекция была преобразована в «Морской музеум». Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939-1941 годах переехал в здание бывшей Фондовой биржи. В 2011 году начался переезд экспозиции в здание Крюковских (Морских) казарм (площадь Труда, дом 5). Музейная экспозиция насчитывает около 800 тыс. предметов.

Книжное собрание офицера штаба авиации Московского округа Н.К. Лапина украшает экслибрис тульского художника В.Н. Чекарькова, где на фоне оперативной карты с телефонной трубкой в руке изображён маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза кавалер двух орденов «Победа», Г.К. Жуков. В годы Великой Отечественной войны он занимал посты начальника Генерального штаба РККА, члена Ставки Верховного Командования, являлся заместителем Верховного Главнокомандующего, первым заместителе народного комиссара обороны Союза ССР, командовал фронтами – Резервным, Ленинградским, Западным (одновременно был главкомом Западного направления), 1-м Украинским, 1-м Белорусским. 8 мая 1945 года в 22:43 (9 мая 0:43 по московскому времени) в Карлсхорсте (Берлин) Жуков принял от гитлеровского генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля безоговорочную капитуляцию войск фашистской Германии. 24 июня 1945 года маршал Жуков принял Парад Победы Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне, который состоялся в Москве на Красной площади. Командовал парадом маршал Рокоссовский. 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот состоялся Парад Победы союзных войск во Второй Мировой Войне (в парадном марше прошли колонны войск и бронетехника берлинских гарнизонов СССР, Франции, Великобритании и США), от Советского Союза парад принимал маршал Жуков. Командовал парадом комендант Британского Сектора в Берлине английский генерал-майор Нэйрс. Маршал Жуков поистине был маршалом Победы. Михаил Шолохов писал: о нём – «Жуков был великим полководцем суворовской школы. Он понимал, что на плечи солдата легла самая нелегкая часть ратного подвига…».

В 1975 году бакинская художница Е.Н. Шалыгина нарисовала книжный знак для домашней библиотеки ветерана Великой Отечественной войны М.Н. Брагина, на нём изображён советский воин в плащ-палатке с голубем в руке на фоне раскрытой книги. На графической миниатюре написано «Военная книга М.Н. Брагина 30 лет». Художник из Асино Томской области В.Т. Кеменов выполнил в технике линогравюры экслибрис для шахматного раздела домашней библиотеки ветерана войны Н.Е. Куликова. На нём изображены шахматные фигуры – пешка и ладья на фоне гвардейской ленты, лавровой ветви и шахматного журнала с диаграммами и с надписью А. Карпов. Мастер спорта по шахматам Н.Е. Куликов почитатель шахматного творчества трёхкратного чемпиона мира по шахматам среди мужчин (1975, 1978, 1981), чемпиона мира ФИДЕ (1993, 1996, 1998), двукратного чемпиона мира в составе сборной СССР (1985 и 1989), шестикратного победителя шахматных олимпиад в составе сборной СССР (1972, 1974, 1980, 1982, 1986, 1988), международного гроссмейстера, заслуженного мастера спорта СССР Анатолия Карпова. Книжные знаки, посвящённые Великой Отечественной войне, весьма разнообразны по сюжету и композиции, они хранят память о великом подвиге советского народа. Тема войны и мира на земле вечна и всегда будет волновать всё новые и новые поколения.


 

Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт. Работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. С начала 1970-х годов начал собирать коллекцию экслибрисов под началом председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А.Вуля и московского графика, ксилографа и живописца Г.А.Кравцова. Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции: «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Автор более 5000 статей по книжному знаку в отечественной печати. Провёл 17 выставок книжного знака и издал к ним каталоги с обширной базой данных о художниках и владельцах графических миниатюр. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Автор семи монографий по книжному знаку, в том числе: «Российский книжный знак 1917-1991» в трёх томах; «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах; шеститомной «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», двухтомной работы «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)», трёхтомного исследования «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» и двухтомной работы «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)». Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). Награждён медалью и Почётной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10 томного каталога личной коллекции книжных знаков «Отпечаток человеческой души» с полной атрибуцией экслибрисов коллекции.

Вернуться к списку публикаций