«Академия русской символики «МАРС»




ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

Эдуард Гетманский

«С войной покончили мы счеты. Бери шинель, пошли домой»

К 70-летию Великой Победы

 

Прошло уже 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, 70 лет с того времени, как смолкли последние выстрелы пушек, наступила тишина и пришёл на нашу землю мир, оплаченный высокой ценой человеческой жизни. Всё меньше и меньше остаётся ветеранов и участников той войны. Всё дальше и дальше уходят страшные и тяжёлые годы Великой Отечественной войны, но не угасает память о тех, кто не жалел своей жизни для будущих поколений. Многое изменилось с тех пор, но навсегда останется неизменной значимость той Великой победы, подвига, который совершил советский народ. Надо помнить нашу историю, независимо от страны, в которой мы оказались после распада СССР. Ведь это общая победа. Книжные знаки, посвящённые Великой Отечественной войне, создавались советскими художниками для ветеранов войны, партизан и тружеников тыла, в различных уголках огромной страны. Их география огромна, поистине «от Москвы до самых до окраин», а их число, начиная с 1941 года по настоящее время, давно перевалило за 1000 графических миниатюр.

В 1984 году московский художник В.В. Покатов подарил книжный знак писателю, публицисту, Герою Советского Союза и лауреату Государственной премии СССР В.В. Карпову. На этой графической миниатюре, выполненной в технике цветной деревянной гравюры, изображён монумент «Воин-освободитель» в берлинском «Трептов-парке». Монумент открыли 8 мая 1949 года, его авторы — скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский, художник А.В. Горпенко, инженер С.С. Валериус. Начал Карпов войну в штрафной роте, так как в апреле 1941 года он, будучи курсантом, по доносу был репрессирован. В 1942 году в составе штрафной роты 629-го стрелкового полка 134-й стрелковой дивизии он воевал 5 месяцев на Калининском фронте. В феврале 1943 года за проявленное отличие в боях с него была снята судимость. В дальнейшем был командиром взвода разведчиков, за проявленное мужество получил медаль «За отвагу», участвовал в захвате 79 «языков». 4 июня 1944 года В.В. Карпов был удостоен звания Героя Советского Союза. В 1944 году после лечения тяжёлого ранения стал слушателем Высшей разведывательной школы Генерального штаба, позже окончил Военную академию им. М.В. Фрунзе, служил командиром полка и начальником штаба дивизии в Средней Азии, работал в Генштабе. После выхода в отставку с военной службы в 1966 году Карпов был заместителем главного редактора журнала «Октябрь», возглавлял журнал «Новый Мир», был первым секретарём правления СП СССР. Карпов написал популярные произведения — «Командиры седеют рано», «Двадцать четыре часа из жизни разведчика», Маршальский жезл», романы «Взять живым!», «Не мечом единым», документальную повесть «Полководец», биографию Сталина «Генералиссимус», «Маршал Жуков. Опала» и много других романов, повестей, рассказов и исследований о Великой Отечественной войне.

Для участника Сталинградской битвы И.В. Суворова выгравировал на оргстекле книжный знак волгоградский художник В.В. Киселёв. На этом экслибрисе изображён горящий факел с надписью «Слава» в руке на фоне склонённых знамён и букета полевых цветов. В композицию гравюры включены слова «Никто не забыт — ничто не забыто». После войны Суворов работал на Волжском трубном заводе, где организовал музей славы. Впервые фраза «Никто не забыт — ничто не забыто» была употреблена в знаменитой торжественной эпитафии «Пискарёвский мемориал» «блокадной музой» ленинградцев Ольгой Берггольц, написанной в 1959 году специально для мемориальной стелы на Пискарёвском кладбище в Ленинграде, где покоятся 470000 ленинградцев, умерших от голода, погибших от артобстрелов и бомбёжек, павших в боях при защите города на Ленинградском фронте. Эти строки лучше всяких слов выражают всероссийскую боль и страдание, печаль и память о погибших на этой войне. Эти же слова Берггольц можно прочитать на книжном знаке ленинградского графика В.А. Кундина для книг по военной тематике книжного собрания преподавателя института культуры в Улан-Удэ Е.М. Смирнова. Эта графическая миниатюра, датированная 1975 годом, посвящена блокадному Ленинграду, на ней нарисована раскрытая книга на фоне архитектурного силуэта Ленинграда в лучах прожекторов. Композицию экслибриса дополняют горящий светильник в гильзе на столе, заваленного книгами, а также заградительные аэростаты противовоздушной обороны в ночном небе Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

На цветном книжном знаке «Из книг М.И. Дробитова», который в 1974 году выгравировал на пластике камышинский график Е.Г. Синилов, изображён советский солдат на фоне красного знамени, который оставляет свою подпись на стене поверженного Рейхстага. На экслибрисе читается текст «Военные мемуары». Надпись на фасаде Рейхстага «Немецкому народу», отлитую из бронзы французских пушек, поместили в 1916 году во время Первой мировой войны. В конце Второй мировой прибавились другие надписи — советских солдат. Их было тысячи, но после послевоенных неоднократных ремонтов Рейхстага часть надписей оставили для обозрения, часть пришлось убрать под штукатурку, но так, чтобы их сохранить, то есть законсервировать. Надписи, содержавшие нецензурные слова и непристойности, удалили, предварительно согласовав это с российскими дипломатами. Надписи советских солдат на нижних этажах при реставрации были сохранены, ныне в здании Рейхстага находится Германский Бундестаг, он является самым посещаемым парламентом в мире. Туристам со всех стран мира показывают сохранившиеся надписи советских солдат, прошедших дорогами войны до Берлина. На втором своём экслибрисе «Из книг Г.И. Игнатова» художник Е.Г. Синилов в основу композиции книжного знака положил известное фото заслуженного работника культуры РСФСР, фоторепортёра Макса Альперта «Комбат». В композицию знака включены слова «Военные мемуары». Ветеран войны Игнатов проживал в городе Асино Томской области, он собирал книги по военной тематике, известна также в Сибири его коллекция книжных знаков. «Комбат» — фотография Макса Альперта, на ней младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку, он погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок. Фото было сделано 12 июля 1942 года около села Хорошее (сейчас село Хорошее Славяносербского района Луганской области) между реками Лугань и Лозовая, на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника. Фотография «Комбат», стала одним из символов Великой Отечественной войны. В конце войны Альперт побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. В послевоенные годы сотрудничал в разных изданиях. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

Экслибрис «Из книг о войне 1941—1945 Л.В. Рождественской» нарисовал в 1974 году ташкентский график В.Н.Кедрин. Предназначался он для книг по военной тематике ташкентского архитектора Л.В. Рождественской — дочери заслуженного художника Узбекской ССР В.Л. Рождественского. На этом книжном знаке воспроизведён один из его агитплакатов, которые вывешивались в Ташкенте в первые месяцы войны. На этом агитплакате изображена сцена прощания матери с сыном-кавалеристом уходящим на фронт. График и живописец В.Л. Рождественский много и успешно работал в области плаката. В годы войны из поездки на Северо-Кавказский фронт привёз серию фронтовых этюдов и зарисовок. Он шёл вслед за советскими войсками, освобождавшими оккупированные фашистами города и сёла, поэтому так документально-убедительны были его графические плакаты. Краснодарский график Ю.Ф. Молибоженко в 2014 году в гравюре на дереве выполнил книжный знак для домашней библиотеки тульского коллекционера Эдуарда Гетманского. На нём изображён журавлиный клин и приведены строки из стихотворения Расула Гамзатова «Нас двадцать миллионов» в переводе Якова Козловского:


Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны
.

Эстонский график Э. Лепп о время Великой Отечественной войны сделал экслибрис для народного писателя Эстонской ССР Марта Рауда. В этом книжном знаке звучит партизанский мотив. На территории Эстонии с 1941 по 1944 годы действовали 3 бригады, 6 отрядов и 54 боевых групп советских эстонских партизан общей численностью 1500 человек. В эти годы советские партизаны и подпольщики уничтожили 3300 оккупантов и их пособников (в том числе, 47 старших офицеров и двух генералов), разгромили 10 гарнизонов, организовали крушение 11 эшелонов, подорвали и сожгли 34 шоссейных и железнодорожных моста, вывели из строя 116 паровозов, 6 самолётов, 9 единиц бронетехники, 195 автомашин, 5,4 км железнодорожного полотна и 44,9 км телефонных линий. За участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории Эстонии советскими правительственными наградами были награждены свыше 500 граждан СССР, два человека — Леэн Кульман и Владимир Фёдоров — стали Героями Советского Союза (посмертно). Подпольная и партизанская деятельность на территории Эстонии проходила в тяжелых условиях: в общей сложности, за время оккупации были убиты гитлеровцами, а также были арестованы и погибли в концлагерях и тюрьмах 5600 партизан, подпольщиков и членов их семей. Графическая миниатюра «Ex libris Mart Raud» датирована 1944 годом, тогда 17-26 сентября 1944 года советскими войсками была проведена фронтовая наступательная Таллиннская операция силами войск левого крыла Ленинградского фронта при поддержке Балтийского флота с целью разгрома фашистов на территории Эстонии и освобождения Таллина. Второй экслибрис Э.Лепп в том же 1944 году подарил заслуженному писателю Эстонской ССР Айре Кааль. В годы войны она работала военным корреспондентом, основная тема её экслибриса — оружие защитников Советской Родины в надёжных руках. Художник, работая над этой графической миниатюрой, бесспорно, был под впечатлением её первого сборника стихов «Не отдам оружия»

Бакинская художница Е.Н. Шалыгина в 1975 году нарисовала книжный знак для учёного-химика, профессора Магомед-Эмина Эфенди, на нём изображён советский солдат в каске и маленькая девочка рядом с ним, мосинская винтовка в руке на фоне горящих зданий. В этой графической миниатюре советский солдат изображён как защитник свободы и счастья людей. С.И. Мосин — тульский конструктор стрелкового оружия, позже начальник Сестрорецкого оружейного завода, генерал-майор, автор 7,62 -мм. магазинной «трёхлинейной винтовки образца 1891 года». Эта винтовка активно использовалась в период с 1891 года до конца Великой Отечественной войны, в этот период многократно модернизировалась. Название трёхлинейка происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм. — соответственно, три линии равны 7,62 мм). Симферопольский художник В.П. Шкода в 1977 году выгравировал на пластике экслибрис для книжного собрания почётного железнодорожника СССР В.М. Манжуло. Он прошёл дорогами войны, служил после её окончания в железнодорожных войсках, был директором музея железных дорог в Вильнюсе. Музей железных дорог открыт в 1966 году. Музей расположен в историческом здании Вильнюсского железнодорожного вокзала, построенного в 1861 году. В экспозиции музея около 9 тысяч экспонатов.

Свердловский график Р.В.Копылов выполнил десятки книжных знаков посвящённых Великой Отечественной войне, один из них «Ex libris С. Дёмина». На этой графической миниатюре изображён Владимир Высоцкий на фоне раскрытой книги, светильника в гильзе, каски и обелиска со звездой погибшему солдату. Высоцкий написал множество стихов о войне, многие из них он пропел в своих песнях. Высоцкий взрослел уж после войны, он очень ярко описывает войну в своих произведениях. И не только описывает, он осмысляет ее уже с точки зрения послевоенного времени. В прекрасных стихах о войне Высоцкий так правдив и смел, что бывшие фронтовики порой думали о том, что он — их боевой товарищ, однополчанин. В предисловии к сборнику «Нерв» Роберт Рождественский писал: «Песни Высоцкого о войне — это, прежде всего, песни очень настоящих людей... Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину». Смотря на экслибрис с портретом поэта, вспоминаешь его строки из стихотворения «О погибшем друге», написанной в 1974 году:

Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
И хотя мы живыми до конца долетели,
Жжет нас память и мучает совесть — у кого? У кого она есть.

Украинский художник из города Прилуки А.И. Буренко подарил книжный знак участнику Великой Отечественной войны, судовому врачу из Одессы Б.Я. Левых. На этом экслибрисе дан портрет прославленного подводника А.И. Маринеско на фоне медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и подводной лодки С-13. На этой графической миниатюре читается текст «Памяти А.И. Маринеско». А.И. Маринеско — командир подводной лодки С-13 бригады подводных лодок Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «атаке века». 30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф», на котором находилось 10582 человека. Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлофф», шёл без конвоя, повреждения корпуса, полученные ранее при бомбардировках, не позволяли развить ему большую скорость. Ранее считалось, что немецким ВМС был нанесён серьёзный урон. Так, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 подводных лодок среднего тоннажа.

Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлоффа» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые). По современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых (из них почти 3000 детей). Существуют и иные оценки численности жертв, вплоть до 9343 человек. Вопреки утверждениям ряда военных и историков, трёхдневный траур по потопленному теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и Гитлер не объявлял Маринеско своим личным врагом. «Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками. 10 февраля 1945 года последовала новая победа на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила санитарный транспорт «Штойбен», на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 900 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна, из них спаслось 659 человек. Маринеско представили к званию Героя Советского Союза. Однако вышестоящее командование Золотую Звезду заменило орденом Красного Знамени. Звание Героя Советского Союза А.И. Маринеско было присвоено посмертно 5 мая 1990 года.

Нетленной памятью о 9 мая 1945 года проникнут экслибрис графика из Таллина Р. Мутсо для Эстонского общества любителей книги, выполненный в гравюре на дереве в 1980 году. На этом книжном знаке изображён «Памятник Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков» (Бронзовый солдат), на нём изображёна фигура советского солдата, склонившего голову в знак скорби, и стены, на которой были установлены таблички с именами погибших на фоне Вечного огня. «Памятник Воину-освободителю Таллина от немецко-фашистских захватчиков» был открыт 22 сентября 1947 года на холме Тынисмяги в центре Таллина напротив церкви Каарли. С 1995 года монумент имел официальное название — Монумент Павшим во Второй мировой войне. Монумент был воздвигнут рядом с братской могилой, в которой 14 апреля 1945 года были перезахоронены 13 советских военнослужащих, погибших под Таллином во время Великой Отечественной войны и ранее похороненных в других частях города Мемориальная композиция была создана скульптором Энном Роосом и архитектором Арнольдом Аласом. В начале 1990-х годов, после объявления Эстонией независимости, был потушен, а затем убран Вечный огонь. Таблички с именами погибших были заменены в 1994 году табличками с надписью «Павшим во Второй мировой войне» на эстонском и русском языках. После провозглашения Эстонией независимости ветераны войны, воевавшие в Красной Армии, и многие другие люди продолжали собираться у памятника 9 мая в День Победы и 22 сентября в день освобождения Таллина от немецких войск. В середине апреля 2007 года правительство Эстонии приняло окончательное решение перенести мемориал из центра города. Демонтаж монумента и снос мемориальной стены в ночь с 26 на 27 апреля 2007 года повлекли за собой массовые волнения в Таллине и других городах Эстонии. 30 апреля фигура «Бронзового солдата» была установлена на Военном кладбище по улице Фильтри с некоторыми изменениями. Перед памятником горел «вечный огонь», в новом исполнении он отсутствует, на стене были таблички с именами павших воинов, сейчас их нет. Сама стена была выше и шире, над головой солдата виднеется «Орден Отечественной войны». В новой версии монумента он отсутствует. Латышский писатель Ян Судрабкалн однажды сказал «Листки экслибриса невелики, но мир который они раскрывают, огромен». С этой истиной трудно не согласиться, особенно говоря о книжных знаках, хранящих память о подвиге советских людей в Великой Отечественной войне. Святую эту память экслибрисы будут передавать от поколения к поколению.


 

Об авторе

Эдуард Данилович Гетманский (род. 1944) - историк экслибриса, коллекционер книжных знаков, автор монографий по искусству книжного знака и каталогов выставок малой графики. Окончил авиационный институт. Работал в КБ и НИИ Министерства авиационной промышленности, служил на инженерных и преподавательских должностях в частях ВВС и в системе ВУЗов ВВС МО СССР и РФ, полковник-инженер, кандидат технических наук. С начала 1970-х годов начал собирать коллекцию экслибрисов под началом председателя Московского клуба экслибрисистов (МКЭ) С.А.Вуля и московского графика, ксилографа и живописца Г.А.Кравцова. Собрание экслибрисов насчитывает около 50000 графических миниатюр и является крупнейшим в Российской Федерации. Основные разделы коллекции: «Портретные (иконографические) экслибрисы», «Ленинские книжные знаки», «Книжные знаки с изречениями и афоризмами». Автор более 5000 статей по книжному знаку в отечественной печати. Провёл 17 выставок книжного знака и издал к ним каталоги с обширной базой данных о художниках и владельцах графических миниатюр. На выставках показал более 12000 книжных знаков 1541 художника-графика из всех союзных республик Советского Союза и регионов РФ. Автор семи монографий по книжному знаку, в том числе: «Российский книжный знак 1917-1991» в трёх томах; «Ex libris. Охранная грамота книги» в двух томах; «Мир экслибриса (записки коллекционера)» в четырёх томах; шеститомной «Энциклопедии советского экслибриса (1917-1991)», двухтомной работы «Художественный экслибрис Российской империи (1900-1917)», трёхтомного исследования «Экслибрисы российско-еврейского этноса» (1795-1991)» и двухтомной работы «Максимы и размышления (с приложением книжных знаков)». Автор внёс заметный вклад в науку о книжных знаках (экслибрисистика), которая, как и любая вспомогательная историческая дисциплина (наряду с геральдикой, сфрагистикой и нумизматикой) имеет свою историю. В монографиях автора рассматриваются острые вопросы истории, теории и практики отечественного экслибриса (вопросы о дефиниции экслибриса, книговедческом и искусствоведческом синтезе книжного знака, «мнимых» графических миниатюрах, вопросы специфики, эстетики, языка и «книжности» экслибриса). Награждён медалью и Почётной грамотой лауреата международной премии FISAE имени Удо Иваска «За исследовательские работы в области науки о книжных знаках». Член редколлегии «Российского экслибрисного журнала». Автор 10 томного каталога личной коллекции книжных знаков «Отпечаток человеческой души» с полной атрибуцией экслибрисов коллекции.

Вернуться к списку публикаций