«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


Книга «Бухта Голландия»

К оглавлению

Бойко Владимир Николаевич
Книга «Бухта Голландия»

Авиация в бухте

Приказом по Военно-Морскому флоту от 11 ноября 1918 года №-769 на Крестовском острове в Петрограде была открыта новая школа морской авиации по обучению летчиков, авиамехаников, получившая наименование «Школа морской авиации им. Л.Д.Троцкого». В 1919 году школу морской авиации из Петрограда перевели в Самару, где уже находилась Нижегородская школа морской авиации.

В середине 20-х годов было решено достроить главное здание бывшего Севастопольского морского кадетского корпуса и передать его для нужд Военно-Воздушных Сил Черноморского флота, но осенью 1931 года в целях экономии средств эти работы были прекращены и возобновились лишь в 1940 году.

В июне 1920 года Школу морской авиации им. Л.Д.Троцкого и Нижегородскую школу морской авиации объединили в Военно-морскую школу авиации.

Школа разместилась на барже «Евпраксия», которая была оборудована ангаром и спуском для гидросамолетов. В 1920 году школа выпустила 36 морских летчиков. На основании телеграммы «Главоздухфлота» 14 декабря 1921 года №-297/1466 школа в марте следующего года перебазировалась из Самары в Севастополь в бухту Омега, что позволяло использовать открытую воду круглый год. Курсантов и младший начальствующий состав разместили на необорудованных берегах бухты в нескольких заброшенных зданиях. Начальствующий состав с семьями жил в Севастополе, что создавало определенные трудности. По приказам Реввоенсовета Советской российской республики от 31.10; 10.1;26.12.1920 года на базе воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии создавался Воздушный флот Черного и Азовского морей. Постановлением Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1921 года был создан Воздушный флот Черного и Азовского морей. Первым начальником стал морской летчик М.М.Сергеев. Этим же постановлением создавалось инфраструктура и сеть аэродромов на юге Украины и в Крыму со штабом в Севастополе. С 1921 года шло формирование отрядов, эскадрилий, а с 1938 года полков и авиабригад.

С 31 мая 1923 года школа морских летчиков переименована в Высшую школу красных летчиков, начальником школы был назначен М.М.Сергеев, впоследствии ставший первым начальником воздушного флота Черного и Азовского морей.

26 мая 1924 года школу перебазировали в Килен-бухту. Обучение проводилось на летающих лодках М-5 и М-9, а с 1924 года – на С-16 и Ю-20. Начиная с 1924 года, изменился подход к формированию школы переменным составом. Лиц только пролетарского происхождения было уже недостаточно, требовались не только грамотность, но и определенные знания. Поэтому учлетов стали набирать из числа выпускников военно-морских училищ или военно-инженерных училищ. В феврале 1925 года школу перебазировали из Килен - бухты в бухту Голландия и снова переименовали – она стала именоваться Военной школой морских летчиков. Новыми хозяевами военного городка «Голландия» стали морские летчики из состава расформированной в конце 1920 года воздушной бригады Волжско-Каспийской флотилии, переведенные сюда. На берегу бухты был построен наземный аэродром для гидросамолетов - гидродром. Начальником летной части школы назначили Б.Л.Бухгольца. Совместно с инструктором школы А.И.Мартыновым-Маровым, Б.Л.Бухгольц разработал методику обучения на самолете, положенную в основу курса учебно-летной подготовки. В 1926 году в бухте Голландия была сформирована 1-я отдельная морская миноносная эскадрилья и 5-й отдельный морской разведывательный отряд. Уже в октябре 1926 года произошел переход данной эскадрильи и отряда на новую организацию:

  • 1-я отдельная морская миноносная эскадрилья стала именоваться 60 отдельной авиационной эскадрильей;
  • 5-й отдельный морской отряд был реорганизован в три эскадрильи – 53, 64 и 55 ОАЭ. 53 и 64 ОАЭ базировались в Севастополе, а 55-я в Николаеве. Основными аэропланами стали «летающие лодки» С-62 и С-62бис имевшие скорость максимальную 225 км/час, время полета до 4 часов и высоту полета – 4.6 км.

На основании архивных документов известно о восстановлении основных сооружений бывшего Морского корпуса. В 20-х годах был утверждено ассигнование инженерной части Севастопольского военного порта. Несколько пунктов этого документа касались частичной достройки зданий бывшего Морского Корпуса для нужд создаваемой авиации флота. Имелось в виду перекрытие конструктивно соединенных между собой зданий, перестройка церковного придела в клубное помещение. Кроме того, на побережье бухты Голландия предусматривалось строительство пристани для швартовки судов, береговой авиационной площадки со спускоподъемным устройством, ангаров для укрытия летательных аппаратов, мастерских и складов.

В конце 20-х годов военный городок «Голландия» и прибрежную зону занимала 9-я Отдельная тяжелая (бомбардировочная) авиабригада. Первостепенной задачей было сооружение гидроаэродрома и базы обеспечивающих плавающих средств, а также жилья для начсостава и краснофлотских казарм. Поэтому достройка «кадетского городка» отошла на второй план.

Летом 1925 года руководство ВВС через советское посольство в Берлине обратилось с предложением к фирме «Дорнье» продать 20 летающих лодок. Немцы ответили согласием, указав цены и технические характеристики самолетов. Из осторожности Управление ВВС решило для начала приобрести два самолета «Дорнье Валь» и подвергнуть их испытаниям. Обе заказанные машины (№-56 и №-57) своим ходом прибыли в Севастополь.

Испытания самолетов проходили до апреля 1927 года. По их результатам летающие лодки решили «принять условно» и потребовать от фирмы, чтобы на других самолетах замечания были устранены. 22 апреля 1927 года между фирмой «Дорнье» и советским акционерным обществом «Металлоимпорт» был заключен договор на закупку летающих лодок «Вааль» и комплекта запасных частей на 10 таких самолетов. Самолеты были поставлены в СССР, начиная с октября 1927 года.

Из прибывших самолетов сформировали две эскадрильи – 60-ю и 63-ю. Они базировались в Севастополе в бухте Голландия, в каждую входило по восемь машин: один самолет числился разведчиком моря и использовался как штабной и транспортный, остальные лодки эксплуатировались как разведчики и бомбардировщики. Позднее СССР закупил партию самолетов «Дорнье Валь». В 1931-1932 годах, на гидробазе завода №-45, располагавшегося в Килен-бухте, было изготовлено (из импортных комплектующих) шесть самолетов «Дорнье Валь». Это были самолеты отечественной постройки с гладкой металлической обшивкой.

В 1927 году в школу поступил самолет МР-1. Учлетов стали официально называть «курсант-летчик». В августе 1930 года школа становится «Военной школой морских летчиков и летных наблюдателей РККА имени Сталина».

Севастопольский период школы (1922 – 1931гг.) стал временем ее формирования и становления. В этот период школу окончили видные летчики, ставшие впоследствии генералами: Е.Преображенский, В.Конарев., Н.Житинский.

Среди летчиков, первыми удостоившихся звания Героя СССР, выпускники школы И.Доронин (1925), С.Леваневский (1925), А.Ляпидевский (1928). Морские летчики С. Леваневский и И. Доронин затем служили в ней инструкторами. 15-16 июля 1931 году авиаторов перевели в Ейск, и поэтому, в истории Ейского высшего военно-авиационного училища летчиков есть страница, связанная с севастопольской Голландией. В Ейске приступили к освоению колесного самолета Р-1 с двигателем М-5, на котором можно было выполнять глубокие виражи, переворот через крыло, петлю Нестерова, штопор и другие фигуры высшего пилотажа.

В бухте Голландия в Севастополе для обучения в морской школе использовались гидросамолеты М-5, М-9, С-16, МУ-1, МР-1 деревянной конструкции.

На гидросамолетах того времени применялась единая методика взлета с «подрывом» - в конце разбега летчик отрывал самолет от воды и только после длительного выдерживания в горизонтальном полете переводил его в набор высоты. Вплоть до 1931 года летали не в шлемах, а в пробковых касках, очень неудобных. Для передачи команд на самолет применялись сигнальные полотна Папхема, различные знаки и цветные ракеты. Радиостанций на самолетах не было. Перед первым самостоятельным вылетом, чтобы не менялась центровка самолета, на место инструктора укладывали мешки с песком весом до 60 кг, а на стойки биплана привязывали красные флажки.

Методика обучения в период 1922-1931 годах была своеобразной. Контрольный пакет полетов включал в себя: подъем на высоту 3 000 метров ( на это уходило 50-5 минут), горизонтальный полет в течении 10 минут с последующим выполнением четырех виражей, планирование и посадку с остановленным двигателем у обеспечивающего катера. На боевых самолетах МР-1 и С-16 обучаемый должен был совершить полет по маршруту вне видимости береговой черты в течении часа. Принимая во внимание ограниченную видимость в море и скудный набор приборов для определения пространственного положения самолета, можно расценивать такой полет как достаточно сложный.

С 1930 года постепенно стал возрастать боевой состав морской авиации. Для пополнения возникшего некомплекта летного состава на гидросамолетах с ноября 1929 года приступили к обучению в Севастопольской школе морских летчиков выпускников Николаевской школы ОСОВИАХИМа, которая готовила летчиков на самолетах С-16 и МУ-1. Официальное открытие школы в Николаеве состоялось 20 марта 1929 года, инструктором в школу назначили старшего летчика Н.А.Селиванова – командира звена с крейсера «Червона Украина». Контроль над Николаевской школой приказом начальника ВВС РККА П.Н.Баранова от 12 июля 1930 года был возложен на Военную школу морских летчиков, располагавшуюся в бухте Голландия в Севастополе.

На 1 января 1934 года на Черном море ВВС имели следующий состав и дислокацию:

  • 106-я авиабригада с базированием в бухте Голландия. В нее вошли 123-я тяжелая бомбардировочная АЭ (самолеты С-62бис) и «Дорнье-Валь», 124-я тяжелая бомбардировочная АЭ (самолеты С-62бис) и 16-я дальняя разведэскадрилья на самолетах Р-5. В 1936 году 106-я авиабригада переучилась на самолеты МБР-2, созданные на базе самолетов «Савойя» и С-62бис.
  • в бухте Голландия на базе 53 ОАЭ были созданы 60 и 63 ОАЭ, укомплектованные аэрогидросамолетами «ДВ» и «Дорнье-Валь».

Командование создаваемого воздушного флота Морских Сил Черного и Азовского морей предложило разместить на территории городка и побережья 48-й отдельный авиаотряд гидроаэропланов. В здании разместили 18-ю авиаэскадрилью 9-й авиабригады, переведенную из Самары и Нижегородскую 2-ю школу морских летчиков. Штат школы возрос до 350 человек, с этого же времени стали готовить и летчиков-наблюдателей. На территории также располагалась Школа младших авиаспециалистов (ШМАС), готовившая кадры для авиации Черноморского флота и для всего ВМФ страны.

С мая 1933 года прошли новые организационно-штатные преобразования на Черноморском флоте:

  • 60 ОАЭ стала именоваться 123-я тяжелая авиационная АЭ;
  • 63 ОАЭ стала именоваться 124 тяжелая авиационная АЭ.

Кроме гидросамолетов впервые в эти эскадрильи стал поступать тяжелый бомбардировщик ТБ-1П (поплавковый) – АНТ-4 ОКБ Туполева, максимальная скорость 186 км/час, дальность полета 1200 км, высота полета 3620м, который был освоен в бухте Голландия.

В 1934 – 1937 годах морская авиация ЧФ была оснащена новыми гидросамолетами: МДР-2, МДР-4, МДР-6 (дальний морской разведчик И.В.Четверикова с максимальной скоростью 365 км/час, с дальностью полета 2645км, c высотой полета 9000 метров. Вооружение: 4 пулемета ШКАС, до 1000кг бомб. В 1937 году в бухте Голландия дислоцировалась 106 авиабригада и 124-я отдельная тяжелая АЭ с самолетами ТБ-1, Р-5, Р-6.

С 1938 года на Черноморском флоте началось формирование полков, а c 1939-1940гг. авиабригад полкового состава. Был образован 119-й отдельный разведывательный авиаполк и отдельные авиаэскадрильи гидросамолетов МБР-2, МДР-6 и ГСТ, которые базировались на двух морских аэродромах – в бухтах Голландия и Матюшенко. С началом Великой Отечественной войны был сформирован 116-й отдельный разведывательный морской полк, который впоследствии вошел с 119 ОРАП и 80, 82 ОАЭ во 2-ю морскую авиабригаду (командир В.И.Раков, впоследствии дважды Герой Советского Союза). Бригада и полк участвовали в обороне Севастополя с 1941 года по 2 июля 1942 года. 116 ОРМП находился постоянно в Севастополе, штаб полка располагался в Михайловской батарее. Эскадрильи полка располагались в бухтах Голландия и Матюшенко, а 119-й ОРАП – в Керчи. 18-я эскадрилья, в конце 30-х годов дислоцированная в Ораниенбауме, в 1943 году выделяется в самостоятельную единицу в составе 119-го авиаполка. Впоследствии летчики получили на вооружение новые самолеты «Каталина», а базой эскадрильи после освобождения Севастополя становится бухта Голландия, где эскадрилья будет дислоцироваться до 1952 года. В 1952 году эскадрилью переформировали и перевели в город Поти.

Перед началом Второй мировой войны авиация Военно-Морского флота СССР получила несколько типов летающих лодок, в том числе – дальний морской разведчик (МДР).

Впервые в отечественной практике на опытном морском самолете было применено несколько новшеств в самолетостроении. По своим данным МДР-6 превосходил уже имевшийся на вооружении гидроавиации самолет МБР-2М-34 и позволял осуществлять модернизацию и улучшение летных характеристик. Второй этап военных испытаний первого опытного самолета МДР-6 модернизации-постройки завода №-45 (1938г.) с моторами М-25Е проходил в период со 2 по 22 июля 1939 года в Севастополе в бухте Голландия и в море за Константиновской батареей, а также на озере Донузлав. В связи с образованием самостоятельного наркомата ВМФ начала устанавливаться новая организационная структура Военно-Воздушных Сил на каждом из четырех оперативных флотов, ответственных за оборону морских рубежей страны на своем театре. Причем ведущая роль в авиапарке ВВС принадлежала уже колесным самолетам общеармейских образцов, а гидросамолеты составляли меньше 32 процентов. Вскоре гидросамолеты были перебазированы из Севастопольской бухты в другие места.


Руководители школы морских летчиков у гидросамолета М-9.
 

Летчики и техники у гидросамолета М-9.
 

Руководящий состав школы морских летчиков. Севастополь. Бухта Голландия. 1926 год.
 

Курсанты 1-го выпуска авиамехаников. Севастополь. Бухта Голландия. 1927 год.
 

Знамена морской школы летчиков.
 

Первый выпуск морских летчиков-командиров.
В среднем ряду второй справа - В.С. Молоков, пятый слева - С.А. Левангевский.
Севастополь. Бухта Голландия. 1925 год.
 

Второй выпуск Военной школы морской авиации имени Л. Троцкого. Севастополь. 29 марта 1925 года.
 

Гидросамолет МУ-1 на взлете. Севастополь. Бухта Голландия. 1926 год.
 
Первые Герои СССР – выпускники летной школы в бухте Голландия.

С.А. Леваневский, А.В. Ляпидевский и И.В. Доронин.
 

Руководящий состав 18 ОАЭ.
 

Гидросамолеты идут в бухту Голландия.
 

Летающая лодка МБР-2 в бухте Голландия.
 

Самолет «Дорнье Валь» на перелете в Севастополь.
 

В полете самолеты «Дорнье Валь» Черноморского флота.
 

Участники перелета Севастополь-Туапсе-Поти-Керчь-Ростов-на-Дону-Черноморское-Севастополь-Мариуполь-Керчь-Севастополь в бухте Голландия.
 

Гидроотряд Черноморского флота. Севастополь. Бухта Голландия. 1932 год.
 

Самолет АНТ-4.
 

Морской разведчик МР-1.
 

Самолет «Дорнье Валь». Бухта Голландия. 30-е года.
 

Гидросамолет над бухтой Голландией. Справа на выступающем мысе видны четыре здания морской школы летчиков. 30-е годы.
 

Первый в мире прыжок с парашютом с посадкой на воду.
Бухта Голландия. 6 мая 1931 года.
 


Летчик-парашютист Л.Г. Минов совершил первый в мире прыжок с парашютом с посадкой на воду. Бухта Голландия. 6 мая 1931 года.
 

На гидродроме в бухте Голландия. Конец 20-х годов.
 

Могила-памятник бортмеханику М.Т. Медведеву на месте падения самолета.
Севастополь. Инкерман. 2013 год.
 

Самолет АНТ-8 на гидробазе ЦАГИ в Севастополе.
Бухта Голландия. 1931 год.
 

Самолет АНТ-8 на воде. Севастополь.
Бухта Голландия, февраль 1931 года.
 

Самолет МБР-5 на гидродроме в бухте Голландия.
 

Бухта Голландия сверху. Видны гидросамолеты, ангар и здания летной школы. 30-е годы.
 

Карта летной деятельности 64-го Отдельного Авиационного Отряда.
 

Гидродром летной школы в бухте Голландия. Современный вид.
 

А.А. Дейнека. Гидропланы в бухте Голландия. 1934 год.
 

А.А. Дейнека. Севастополь. 1935 год.
 

К оглавлению