«Академия русской символики «МАРС»
«Академия русской символики «МАРС»
Региональная общественная организация


ПУБЛИКАЦИИ

К списку публикаций

В.И. Кулаков

Традиции русской благотворительности

Истоки благотворительности в Старом Свет восходят к евангелическим временам, причём пример добросердечного творения блага (отсюда – старославянское слово «благотворение») дал своим современникам Иисус Христос. «Возлюби ближнего своего» - эти слова Христа, являющиеся буквальным повторением одной из строк Законов Моисея, однако – без библейской национально-религиозной нагрузки – стали лейтмотивом христианской идеологии. Уже в начале IV в. н.э., во время становления христианства как государственной религии Римской Империи, благотворительность становится фактически обязательно чертой отношения между ранними христианами Европы. С особой остротой использование арсенала благотворительности (призрение страждущих и болящих, раздача милостыни, нередко – вплоть до полного разорения дарителя-донатора) становится характерным для римской аристократии. Слова Христа о «нищих духом» стали непременным указанием патрициям и богатым вольноотпущенникам при принятии ими христианства. Раздавая своё достояние бедноте, богачи тем самым манифестировали полное приятие норм христианской морали. С другой стороны, излишне богатство привлекало к патрициям ревнивое око Императора. Избавление от таких излишков нередко избавляло их владельцев от преждевременной смерти (в рамках проскрипций, т.е. – преследований за «оскорбление величия» Императора, надуманный предлог для пополнения государственной казны).

На Руси ещё до принятия её населением христианства в 989 г. появляются первые ростки благотворительности. Ими следует читать внимательное отношение к пленным киевским дружинникам, строки о выкупе которых из константинопольских узилищ были включены в русско-византийские договора от 911 г. и 945 г.). Их тексты, сохранённые для нас в «Повести временных лет» указывают на сохранение киевским князьями Олегом и Игорем моральных норм викингов. Последние, известные свое й непримиримостью к врагам, славились верностью своим друзьям и соратникам.

Став христианами, русские аристократы не стремились «оправдать» свои богатства подобно своим римским «коллегам».  Лишь разбрасывание мелкой (да и крупной, пожалуй) монеты вслед за возками бояр и дружинников, проносившихся по улочкам Киева, Чернигова и Владимира, можно читать раздачей милостыни. Правда, здесь русские аристократы следовали византийской традиции, которая, в свою очередь, восходит к римским нормам наделения клиентелы медными монетами ещё в республиканскую эпоху (вспомним лозунг «Хлеба и зрелищ!»). Важным для носителей нищенских рубищ являлись монастыри как центры приюта и раздачи бесплатной еды (ср. с опытом Христа кормления несколькими хлебами тысяч страждущих на берегу Мёртвого моря).

Два крупнейших преобразователя Земли Русской – Иван IV Грозный из рода Рюриковичей и Пётр Алексеевич Романов – диаметрально противоположно относились к милостыне и её объектам – нищим. Если Иван Грозный в этом вопросе крепил старую римско-византийскую традицию, рассыпая деньги нищим с царского возка и создавая богадельни для страждущих, то Царь-реформатор (как, кстати, более поздний тиран - И.В. Сталин) стремился очистить старую и новую столицы Империи от нищенствующей братии, свозя их в специальные учреждения «гошпитали» (ср. с современными хосписами в Америке). Эти учреждения, по замыслу Царя, содержались на частные пожертвования.

XVIII век – Век гуманизма и просвещения – свои либеральные идеи распространил и в России. Сама Великая Императрица Екатерина II последовательно в 1763 и в 1770 гг. создала в Москве и в Санкт-Петербурге Воспитательные дома для детей-подкидышей. В отличие от Петра Великого, Екатерина II считала необходимым содержать сии учреждения за государственный счёт. Лишь вихрь революции уничтожал эти островки гуманизма и человеколюбия. Особым образом Великая Государыня решила оформить государственного участие в деле общественного призрения. Связанный с этим комплекс вопросов находился в компетенции Приказов общественного призрения. В их стенах осуществлялся контроль над широкой сетью благотворительных учреждений. В частности, в Столице Империи в 1783 г. был открыт Императорский Воспитательный дом, воспитанники которого обретали все возможности для полноценной жизни и забывали о своём горьком сиротском статусе. В 1797 г. в обеих столицах такие Дома оказались в ведении Государыни Императрицы Марии Фёдоровны. С Павловской эпохи эти Дома в рамках Ведомства учреждений Императрицы Марии возглавляли первые женщины России – Императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна и Мария Федоровна, мать последнего Императора Всероссийского Николая II Александровича. Кроме казённых сумм, на содержание таких Домов шли суммы из цивильных листов Императриц (т.е. – их частные средства), а также средства, собиравшиеся по подписке среди самых широких слоёв подданных Империи. К концу своего существования свою заботу сотрудники Ведомства учреждений Императрицы Марии распространяли на 710 252 взрослых и детей.

Государь Александр II в 1875 г., в годы либерализации внутренней политики Российской Империи, издал Указ о создании государственных и частных учреждений общественного призрения, в различных формах и направлениях развивавших идеи благотворительности. Частным донаторам, жертвовавшим на благое дело суммы, предоставлялись налоговые и социальные льготы. В правление Николая II Александровича в 1895 г. в России был сформирован Благотворительный совет, базировавшийся в Москве. Позднее, в 1906 г. вышел в свет Закон "Временные правила об обществах и союзах", работавший вплоть до октябрьского переворота.

Члены Императорского Дома считали своим долгом участвовать как в деятельности Ведомства учреждений Императрицы Марии, так и во всевозможных благотворительных акциях, которыми были полны особенно первые годы ХХ столетия, рокового для России. Нередко Великие Князья и Княжны создавали благотворительные учреждения за свой счёт и долгие годы содержали их.

Славные страницы в историю русской благотворительности вписал принц Пётр Георгиевич Ольденбургский (1812-1881 гг.). В благих делах ему непременно помогала его жена принцесса Терезия Васильевна Ольденбургская (1815–1871 гг.). В Санкт-Петербурге стараниями великокняжской четы был основан приют принца Петра Ольденбургского. В воздаяние его заслуг в честь 100-летнего юбилея принца перед Мариинской больницей в Санкт-Петербурге был воздвигнут его памятник (1912 г.). Благодаря деятельности представителей рода князей Ольденбургских возникли Детская больница принца Петра Ольденбургского, Приют принца Петра Ольденбургского (Санкт-Петербургская губ., г. Луга), женское училище принцессы Терезии Ольденбургской. В годы Великой войны в Петрограде принц Александр Петрович Ольденбургский (1844–1932) основал лазарет, которому было присвоено его имя.

Не только в столицах, но и в губернских городах в начале ХХ в. велась активная благотворительная деятельность. Нередко она соотносилась с государственными праздниками и юбилеями. В частности, торжественно отпразднованное 300-летие Дома Романовых в г. Костроме в мае 1913 г. было ознаменовано участием Государя Николая II Александровича в открытии больницы Красного Креста. В просторечии она стала именоваться «Романовской».

Важнейшей формой воздаяния заслуг в рамках благотворительной деятельности явилось создание серии наградных и памятных знаков. Ими вознаграждались как лица (причём – даже самого высокого социального положения), которые финансово поддерживали святое дела человеколюбия, так и персонал благотворительных учреждений за самоотверженный труд ради обездоленных. Так, например, Мариинский знак вручался за беспорочную 25-летнюю службу в Ведомстве учреждений Императрицы Марии.

Ранее, в 1783 г. была чеканена специальная медаль в честь создания Императорского Воспитательного дома. Тем самым была начата традиция чеканки памятных знаков, связанных с благотворительной тематикой.

К началу ХХ в. многие благотворительные учреждения имели собственные знаки. Примером этого может являться Знак военно-санитарной организации Вел. Княгини Мари Павловны. К сожалению, после 1917 г. традиция благотворительных организаций и связанных с ними объектов фалеристического изучения была уничтожена. Лишь в наши дни начинается возрождения этих славных черт русской истории.

Доктор исторических наук Кулаков В.И.



Вернуться к списку публикаций