АЛЬМАНАХ № 8 2020 г. В ОГЛАВЛЕНИЕ

Е.Н. Воронец

КАК ПРОИЗОШЛИ И ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЧЁРНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ И БЕЛЫЙ ЦВЕТА РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИЗАЦИИ

Расположение гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых при торжественных случаях

Государственный символ, по государственному праву, есть отличительный видимый знак, известного государства и народа, эмблематично изображаемый на государственных предметах: на гербе, на печати, на монете, на знамени и т.п. Такой символ выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным.

 

I

Высочайше учрежденное два года тому назад при министерстве юстиции, под председательством товарища министра гофмейстера А.Н. Верёвкина, Особое Совещание для выяснения вопроса о русских государственных цветах окончило свои занятия, составив обширную записку, освещающую вопрос с исторической и геральдической точек зрения. Предположения совещания сводятся к признанию русскими национальными цветами – сообразно цветам государственного герба, Императорского штандарта и государственного знамени, – сочетание чёрно-жёлто-белого. Военный морской флаг – белый с синим Андреевским крестом – остается неприкосновенным. Установленный Петром Великим для коммерческих судов, бело-сине-красный флаг подлежит сохранению для торговых судов внутреннего плавания; правительственные и казенные здания должны украшаться государственным чёрно-жёлто-белым флагом; здания частных лиц могут украшаться, как государственным, так и бело-сине-красным коммерческим.

Высочайшее учреждение упомянутого Особого Совещания потребовалось вследствие очень прискорбных действий в 1896 году высшей администрации. Именно: образованное по этому же самому вопросу в 1896 году Совещание, или Комиссия, под председательством покойного адмирала космополита Посьета, не занялось, как должно, порученным ему, этим государственным предметом, а небрежно в несколько заседаний, извращенно решило его вопреки всей истории России и даже вопреки положительным не отмененным законам. Словесное же тогдашнее Высочайшее повеление Государя Императора, в продолжении двух годов, было противозаконно скрыто от Правительствующего Сената, неверно сообщено и помимо Сената противозаконно объявлено к исполнению административными министерскими распоряжениями[1]... Более неотложные и срочные государственные дела и японская война с инородческой революцией помешали исправлению, происшедшего тогда, противозакония. Ныне же, произведенное всестороннее расследование этого предмета настоящим Особым Совещанием, уже внесено на одобрение Совета Министров и дает радостную надежду на скорое восстановление в публичной практике употребления, экспроприированного у русских людей ярыми космополитами, древнего законного символа великой мировой самобытной Русской державы. И время теперь всем русским людям вспомнить истинное происхождение и великое значение этого нашего чёрно-жёлто-белого государственного, отличительного русского символа[2].

Эмблематическо-символическое сочетание чёрного, жёлтого и белого цветов в России имеет очень древнее происхождение и глубокое государственное значение.

В истории России и вместе всей Европы во второй половине пятнадцатого века было время и обстоятельства, чрезвычайно важные последствиями мировыми, – это время, когда султан Магомет II завоевал греческую империю и место культурной Византии заняла полудикая фанатичная мусульманская орда. Безвозвратное падение Византии было тяжким испытанием для всего цивилизованного европейского мира и грозило порабощением турками большей части Европы... Но в это время юная Русь уже образовалась в державу сильную, могущую противостать мусульманскому нашествию. На Руси тогда был мудрый Царь Иоанн III Васильевич, крепкий вершитель объединения «всея Руси» и установитель христианского Самодержавия[3]. Страшный мировой факт замещения просвещенной Византийской Империи фанатичной ордой мохаммедан произвёл грозный исторический переворот и привёл юго-западную Европу в смущение и трепет пред дикой силой ислама, а на Руси падение Византии дало только возбудительный патриотический созидательный толчок. Множество гонимых турками греков и южных славян бежали в пределы единоверной им России и находили в ней не только приют, а и надежду на избавление от ига турецкого, так как и в русских летописях известия о завоевании турками Константинополя проникнуты были не только тёплым сочувствием к порабощенным единоверцам, а ещё и высоким национальным самосознанием своего нового назначения после падения Константинополя. Не стало Византии, пал Царьград, – так отныне только чрез русских, как преемников Византии, чрез Москву, порабощенные турками, православные могут получить избавление... Царство православия с порабощением Греции не пало, – оно только переместилось к северу и должно продолжать существование там, куда перенесена вселенская церковь, где сохраняются апостольские правила и где блюстителем церкви является православный могучий Царь. Два Рима пали: западный и восточный, – третий Рим есть Москва, – а четвертому не бывать!... С новым таким назначением Москва должна осуществлять и новые обширные задачи, должна блистать, должна светиться в концы вселенной паче солнца...

Эти высокие созидательные идеи русского народа, выраженные летописцами, были восприняты тогда и Московским правительством великого царя Иоанна III, они разрабатывались в разнообразных направлениях и служили основанием для политических притязаний Московского правительства, получили государственно-правовое значение. Вместе с тем эти новые Московские идеи потребовали возвеличения и царского достоинства на Руси. В Степенной русской книге царского родословия, составленной для возвеличения царской власти, появляется родословие, берущее начало от Римского Императора Августа и доказывающее родословную связь между домом русских Рюриковичей и Римскими императорами. Кроме того чувствовалась потребность ещё и в вещественных знаках выразить связь между Константинопольским и Московским царством. И вот вспомнили ещё старину и нашли, между особенно чтимыми предметами княжеской сокровищницы, царский венец, или златую шапку, императора Константина Мономаха, животворящий крест, драгоценное ожерелье, или бармы, греческой работы и объявили их царскими регалиями, присланными греческим императором Русскому Великому Князю. Герберштейн упоминает о русских Мономаховых регалиях в 1497 году. В этом же году появляется на грамотах Іоанна III в соединении с Московским императорский Византийский герб черного двуглавого орла на золотом поле. Символический герб этот принят и соединен был с Московским Св. Георгием на белом коне после бракосочетания вдового Иоанна III с греческой царевной Софией (Зинаидою) Фоминичною Палеолог, последней представительницей рода греческих императоров. Отсюда образовалась и усвоена была знаменитая теория «Константинопольского наследства» Русских Царей. Фактическое основание этого права утверждалось на браке царя Иоанна III с царевной Софией Фоминичной Палеолог. Чрезвычайно важный своими последствиями брак этот произошёл при участии всей Европы таким образом:

Последняя представительница рода и прав последнего Византийского императора, царевна София (Зинаида или Зоя)[4] Фоминична Палеолог, после смерти её родителей, находилась в Риме и там, как в центре тогдашнего политического европейского мира, составлен был план замужества этой православной греческой царевны с вдовым тогда Русским Царем Иоанном III, чтобы передачей ему прав Византийских императоров привлечь Россию к борьбе с турками. В силу этого желания, которое особенно настойчиво проводил кардинал Виссарион, бывший греческий митрополит, и которое разделяли все тогдашние европейские государства, за исключением только одной Польши, послы Римских пап и немецких императоров не только убеждали русских, людей в их важном политическом значении на юго-востоке Европы, но ещё и подстрекали их народную честь и честолюбие царя[5]. В 1469 году, во главе с греком Юрием (Георгием) Траханиотом, отправлены были в Москву послы к овдовевшему царю Иоанну III от бывшего Никейского митрополита, а в то время кардинала Виссариона. Царю писали, что в Риме находится «православная» христианка, дочь Фомы Палеолога, племянница последнего Византийского императора, питающая отвращение к латинству, которая не откажет Царю Московскому и, если он пожелает жениться на ней, её пришлют в Москву. Затем, самый деятельный тогдашний борец против турок, сенат сильной Венецианской республики писал Царю Руси Иоанну III, что, вследствие брака его с царевною Софией (Зоею) Фоминичною Палеолог, он является прямым наследником византийского престола, по отсутствию у Палеологов наследников мужского пола[6]... И помимо этого Византия, как источник веры православной и просвещения для России, даже в своих бедствиях была привлекательна русским. Предложение же невесты Византийского императорского рода и ранее бывшего нечуждым Иоанну III[7] было приятны установителю Самодержавия на Руси, вместе с тем льстило и народному самолюбию юного царства.

Царь Иоанн, посоветовавшись с матерью своею, с митрополитом Московским Филиппом и с боярами, встретил всеобщее одобрение предложенного брака и отправил своих послов в Рим для переговоров о частностях заключения этого союза и для доставления ему портрета невесты. Царевна София, узнав, что царь Московский исповедует православную греческую веру[8], немедля выразила свое согласие на брак. В Риме совет князей и королей с папою радостно одобрил этот брак и со всею возможною пышностью и торжественностью была совершена в храме апостолов Петра и Павла блестящая церемония заочного обручения... Из кассы предназначенной на крестовый поход против турок было выдано греческой невесте-сироте пять тысяч дукатов и ещё в приданое Константинополь и вся та земля греческая, которою завладели турки[9]...

Весь путь царевны Софии, как заграничный, так и по Росси и до Москвы, был обставлен пышными царскими почестями и торжествами по велению папы попутным городам и князьям и по усердию русских. Везде, где только останавливалась с своею блестящею свитою из ста греков и итальянцев София Фоминична, пред нею расточали самые высокие царские почести, учреждали народные празднества и подносили подарки, а за честь держать под уздцы её лошадь спорили самые знатные люди... В Юрьеве (Дерпте) явились встретить будущую государыню и представители от Царя Иоанна III; а подъезжая к Пскову царевна София оделась в царское платье[10]. И на всем пути её по России духовенство, бояре и народ стремились принять живое участие в радости своего государя и пожелать его невесте всякого благополучия. Везде её восторженно встречали за городом и, по русскому обычаю, подносили хлеб-соль и стакан вина. Духовенство, кроме того, встречало и в соборном храме, куда прежде всего направлялась царевна. А потом ей и свите её устраивали власти и знатные люди разные угощения и развлечения. Выдающийся, самый блестящий, радушный приём оказали псковитяне и гордая республика новгородская, как более богатые. Псковитяне подарили ей пятьдесят рублей. Все эти проявления сочувствия трогали бедную сироту. Будущность ей улыбалась и царевна София торопилась в Москву...

Утром 12 ноября 1472 года, по дороге покрытой уже снегом, Зоя-София Фоминична Палеолог прибыла в Москву, направляясь, по обычаю русскому, прямо в собор. Митрополит Филипп ожидал её там в полном облачении. Он благословил царственную сироту и отвёл её в палаты царицы Марии, матери её жениха. Там произошло первое свидание Софии с Иоанном. Минуты были торжественные... «Какое впечатление должна была испытать царственная сирота без средств и почти без родины, готовясь стать супругою великого монарха, — история не открыла нам этой тайны»... — пишет современный историк, отец Пирлинг.

Из палат царицы-матери немедленно отправились в скромный деревянный дворцовый храм, временно заменявший собор. Митрополит совершил[11] таинство брака и благословил супругов. Но всех подробностей об этом торжестве в летописях не находится...

Так вот как на святой Руси, в Московском Кремле, в палатах Русского Царя обосновался, после завоевания турками царства Византийского, и византийский орел, и императорский трон, и род императоров Палеологов в лице Софии Фоминичны, последней представительницы рода последнего греческого императора. Она родила на русском престоле сына Василия, наследовавшего от своих родителей права Русского царя вместе с правами Византийских императоров.

Привезенный царевною Софий Палеолог трон Византийских императоров, как символ Царской власти, неоднократно употреблялся при короновании Русских Царей, как императорская регалия, и им воспользовались даже при священном короновании в 1896 году теперешней нашей Государыни Императрицы Александры Феодоровны[12].

Многих обстоятельств величия и просвещения своего и «всея Руси» Иоанн III достиг чрез таинство брака с этою греческою царевною Софией Фоминичною. Он понял, что этот брак его имеет глубокое государственное значение, между прочим, как получение наследственных прав императоров греческих Русским Царским родом и потому, как видимый знак новых отношений Руси к Греции и Константинополю, Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом — всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змия. Государственный же герб, по государственному праву[13], признается символом, видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т. д. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царем Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского. А это формальное государственное проявление слияния великих основ политически порабощенной, угасшей Византии с расцветшей тогда Русью по справедливости признается столь важным фактором в государственном развитии России, оно имеет столь великое созидательное значение для отечества нашего, что год, напоминающий это, торжественно чествуется до поднятия его на священное государственное знамя наравне с тремя самыми знаменательными годами истории России: с годом основания России, начала её бытия, — с годом просвещения Руси учением Христовым, как годом её духовного рождения, — и с годом возмужания России до Империи могучей. Из тысячи годов жизни государства Русского подняты над всеми на священное государственное знамя только эти четыре года: 862, 988, 1497, 1721[14].

Составленное Земским Собором, Уложение при царе Алексее Михайловиче придавало столь важное значение эмблемам гербового чёрно-жёлто-белого сочетания, что подлоги этого гербового изображения царской печати осуждались, как преступления против самого Царя. Глава 4 этого Уложения[15] ограждает смертною казнью неприкосновенность печати Царской с вышеозначенными чёрно-жёлто-белыми эмблемами Российского герба. Также строго, не смотря на лицо, грозит «лишением живота» за подлоги печати с гербовыми чёрно-жёлто-белыми эмблемами и Регламент Генеральный императора Петра Великого[16].

 

II

Соответственно таким выше изложенным основным русским понятиям, вследствие своего важного государственного значения, Российский герб с чёрно-жёлто-белым сочетанием его эмблем, всё в больших и больших случаях, предметах и видах стал проявляться, как символическое знамя всего русского, как эмблема всего государства Русского, во всём его пространстве, во всём его составе, со всеми гражданами от Самодержавного Царя до последнего простолюдина. И все Государи и Государыни на Руси постоянно эмблематично проявляли и чтили неизменные основы древнего Российского герба: в жёлтом поле чёрного двуглавого орла с Победоносцем в белом и на белом коне, — или же в упрошенной символизации этого герба, в сочетании основных его цветов: чёрного, жёлтого и белого. Так первый Русский Император Пётр Великий установил первый Русский Императорский штандарт «по российскому гербу», то есть флаг, изображающий на жёлтом поле чёрного двуглавого орла с Победоносным всадником в белом и на белом коне[17]. Эти же основы Российского герба узаконены и поныне для штандартов Их Императорских Величеств[18]. И первый флаг для частных Русских коммерческих судов Император Пётр I в 1693 году повелел делать «по гербу Российского царствия из белой тафты с изображением на средине чёрною материей герба Его Царского Величества двоеглавого чёрного орла с тремя над ним венцами, а в его ногах скипетра и яблока с крестом, все золоченных[19]. И в последующие царствования очень многие государственные эмблематические предметы, например в войсковых знаменах и одеждах, повелевалось делать цветом «по Российскому гербу»[20]: шляпы всем иметь с галуном золотым, с кисточками золотыми, с чёрным полем и с белым бантом... и кокарды, как отличительный Российский знак[21], установлялись белого и чёрного с оранжевым цветов. Порядок этот сохранялся и в царствовании Императрицы Елисаветы Петровны... При Императоре Петре III появляются кокарды чёрно-жёлтые, но вместе сохранилась и белая. Будки для часовых и стойки для ружей красили также жёлтым и чёрным цветом. Императрица Екатерина II придавала высокое отличительное значение сочетанию чёрно-жёлто-белого цветов, что особенно выразилось в установлении этих цветов для ленты и ордена Св. Георгия, — как высшего военного Русского знака отличия. С царствования Императора Павла чёрный и оранжевый или жёлтый цвета утверждаются всюду и во всех предметах и в значках одежды государственной.

Император Александр I Благословенный окончательно установил для военных кокарду из сочетания основных цветов Российского герба, из чёрного, оранжевого и белого цветов[22]. Эта гербовая кокарда до ныне существует неизменно. В царствование Императора Николая I в 1834 году, в Высочайше утвержденном Положении о гражданских мундирах, установлено в параграфе 21: «Кокарда на шляпе под петлицею для всех одинаковая чёрная шелковая с оранжевой и серебряной полосами»[23]. А в 1857 году, для большего проявления русскими гражданами всех ведомств отличительно Русских государственных цветов Российского герба, установлено было всем и гражданским слугам государства Русского всех ведомств и наименований и всем, кому положено иметь кокарду, и на обыденных фуражках носить кокарду основных цветов Российского государственного герба в таком виде: «Средина кокарды — чёрная; первый внутренний круг оранжевый, второй — чёрный, третий — оранжевый, а крайний круг матовый — серебряный[24]. Эта государственная кокарда существует на Руси и в настоящее время.

Чрезвычайно демонстративно и внушительно выдается проявление Царями Русскими герба Российского и упрощенной его символизации — в основных цветах его, при священном короновании Государей Русских. В этом единственном в жизни Русских Царей и высокознаменательном для народа святом акте принятия Ими «от Самого Бога» благословения на «Священный долг и бремя правления Самодержавного», — Российский герб царит и торжествует вместе с Помазанником Божиим и народом. Везде и всюду виден могучий, древний, уже 400 лет символизирующий власть Русских Царей, чёрный двуглавый орел в золоте и неразлучный с ним, блестящий белизной Московский Победоносец... И в Высочайше утвержденных важнейших церемониалах Государи Императоры повелевают .и высшему генералитету государства, при всенародном объявлении о Их Священном Короновании и Миропомазании, «иметь по мундиру, чрез правое плечо, шелковые шарфы трёх (гербовых) цветов Империи» Русской — чёрного, оранжевого или золотого и белого, — «и такие же перевязки на левой руке»... Верхние эмблематические украшения балдахина, осеняющего шествие на коронование Помазанников Божиих, а также и тронов Их, или престолов, служащих эмблемою происхождения Их власти от Бога, — полны изображений Российского герба и символизирующих его цветов чёрного, золотого и белого[25].

Особенно же почетное проявление Российских гербовых цветов находится на многознаменательном государственном знамени. Знамя это уже второе столетие возобновляется из атласной, или глазетной, или шелковой материи цвета всегда «золотого», с обеих сторон Государственный герб, вышитый или же расписанный красками; бахрома витая из золота, серебра и чёрного шелка. Голубая лента Ордена св. Андрея Первозванного укреплена вверху бантом; концы ленты украшены с обеих сторон двуглавыми серебряными позолоченными орлами; от них вверх идут подписи, шитые золотом; на одном конце: «с нами Бог» и годы начала государства русского (862) и принятия христианской религии (988), на другом: «с нами Бог» и годы принятия герба Византийской империи (1497) и ещё титула всероссийской империи (1721). На банте медальон с серебяным золоченым орлом; от банта висят две трёхцветные (чёрно-золото-серебряные) кисти. На древке серебряное позолоченное яблоко; на нём двуглавый орёл серебряный же покрытый эмалью; при древке ручки в серебряной позолоченной оправе расписаны тремя цветами (чёрно-золото-белым). Знамя прикреплено к древку серебряными пуговицами на золотом галуне; кругом его золотая трёхцветная (чёрно-золото-серебряная) обшивка. При знамени кожаные перевязи, покрытые глазетом с трёхцветной (чёрно-золото-серебряной) каймой и подложенные малиновым бархатом. Древко и утверждение знамени деревянные, раскрашенные шахматами в гербовые государственные цвета: «чёрный, золотой и серебряный»[26]. Священное Знамя это пред каждым Коронованием возобновляется и с большою торжественностью, в присутствии Государя Императора, по молитвам святой Церкви, «освящается небесным благословением на страх всем врагам России, на дерзновение, силу и крепость воинству Русскому и на утверждение мира и избавление от всех нужд и бед отечества нашего». Вместе с тем оно служит символом «единства и могущества всех народов Российского Царства, символом объединения всех граждан Русских и беззаветной преданности Русскому Царю и отечеству и в самоотверженном исполнении каждым своего патриотического долга. Страшное врагам России, оно для Государей Русских служит знамением помощи от Господа Бога, чтобы во славу Его Пресвятого Имени, путём православной веры, добра и правды, мужественно, не взирая ни на какие преграды, вести Им народ Русский к благоденствию, величию и славе: да разумеют языцы, яко с нами Бог!»[27]

Соответственно же высокознаменательному государственному значению Российского герба проявление его, в упрощенной цветовой символизации, единодушно с Царем всеми гражданами государства Русского узаконил славный Царь-Освободитель Император Александр II. Именно в годы светлого возрождения России после тяжкого Севастопольского погрома, в годы высокого подъёма Русского народного духа, Император Александр II, для всенародного проявления Российского герба в его упрощенной в цветах символизации, издал в 1858 году закон, установляющий, чтобы «знамена, флаги и другие предметы, употребляемые для украшений при торжественных случаях, были из гербовых цветов Империи Русской». Вот буквальное его описание, как это изложено в Собрании Законов Российской Империи:

«Описание Высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному Государственному орлу в жёлтом или золотом поле и кокарда из сих двух цветов была основана Императором Павлом I, между тем, как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во время Царствования Императрицы Анны Иоановны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и Императрицы Екатерины II; Император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древнею Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в Московском гербе»[28].

Такое законодательное приобщение всего народа к участию в проявлении символизированных, выраженных цветами, основ Российского герба является вполне историчным, юридично-законным и естественным. Закон вообще, по государственному праву, есть нормированное определение всякого порядка и благоустройства общественного, изданное для целесообразного направления явлений общественной жизни. И содержание закона зависит не от произвола законодателя, а от понятий, быта и условий жизни народа. Законы создаются всею жизнью государства, в них изображается и прошлый и настоящий строй жизни народа[29]... И геральдическая символика имеет то важное значение, что она сохраняет и выражает смысл исторических событий, во многих отношениях, даже вернее и сильнее, чем писанные акты. В частном же, данном случае, при всемирном развитии государственной символизации во флагах, знаменах, кокардах народов, и при постоянно неизменном проявлении основ Российского герба[30] во всех предметах всех правительственных сфер государственной русской жизни, естественно явилась потребность регулировать, установить участие в этом и всех граждан русских, что и вызвало издание Императором Александром II узаконения об употреблении народом Гербовых символических чёрно-жёлто-белого сочетания цветов Империи Русской[31] при торжественных случаях... Но, вследствие страстного стремления ко всему западному и невнимания к народнорусским до-петровским идеалам и государственным основам, вследствие коллизии древнего, своего народнорусского, исторического с позднейшим иностранным и случайным, упомянутый закон, изданный вполне согласно с развитием исторических идеалов и потребностей народнорусских, закон Императора Александра II об употреблении на знамёнах и флагах народа русского символических чёрно-жёлто-белых цветов 400-летнего Российского герба, был заслоняем, затушеван некоторыми временными, случайными, незаконодательными и административными распоряжениями, которые, хотя не имели силы уничтожить, отменить исторического неотмененного закона Императора Александра II, однако, мешали должному его выполнению и проявлению... Теперь, по-видимому, можно надеяться, что этот народно-исторический закон Императора Александра II будет восстановлен и в публичной практике на Руси.

Вкратце изложенные здесь, сведения об истинном происхождении и государственном значении отличительно-русского символа чёрно-жёлто-белого сочетания свидетельствуют сколь важно и правильно признание теперешним, Высочайше учрежденным, Особым Совещанием русскими национально-государственными цветами сочетания чёрного, жёлтого и белого цветов, как выражения упрощенной цветовой символизации основ 400-летнего высокознаменательного Российского герба, того византийско-русского герба, пользуясь правами коего, после брака с греческой царевной Софией Фоминичною, Великий русский Царь Иоанн III «раздрал завесу» между Русью и Европою и вследствие чего царство Русское вступило с того времени в оживленные сношения почти со всеми европейскими государствами, принимая от них учёных и специалистов по всем отраслям государственного благоустройства... Потому-то маститый русский историк Карамзин[32] и сказал: «Бракосочетанием с Софией Фоминичною Иоанн III раздрал за- весу между Европою и нами; обратив на себя внимание держав, с любопытством обозревая престолы и царства, он принимал союзы с условием ясной пользы для России... Следствием этого было то, что Россия, как держава независимая, величественно возвысила главу свою на пределах Азии и Европы, спокойная внутри и не боясь врагов внешних... Отсель история России приемлет достоинство истинно-государственной, описывая деяния царства, приобретающего величие»...

Выяснение и напоминание времени, обстоятельств происхождения и великого государственного значения на Руси эмблематических государственных символическо-русских цветов чёрно-жёлто-белого сочетания убеждает в неправде голословных уверений некоторой части периодической печати, будто признание государственно-русскими символическими цветами чёрно-жёлто-белого сочетания есть «новшество» в истории русского знамени... Уверяющие, что это новшество на Руси забывают, или не хотят знать, что признание 400-летних эмблем государства русского и цветовых их символов в чёрно-жёлто-белых цветах зависит не от мнений отдельных лиц и не от временных распоряжений органов власти. Эмблемы и цвета эти суть неотъемлемые, истинные символические выражения важнейших созидательных факторов основных моментов славной истории и великого духа народа и государства русского.

 

Примечания

[1] Начала Русск. Государственного права. А. Градовского. Изд. 1892 г. Т. I, стр. 157. – Система Русск. Государственного права в его историко-догматическом развитии. Романовича-Славатинского. Изд. 1886 г., стр. 152 и проч. – Андреевского: Русское Государствен. право. Спб. изд. 1866 г. стр. 156 и проч.

[2] Подробно все обстоятельства эти изложены в журнале «Мирный Труд» за 1910 г. в №10 и в «Московских Ведомостях» 1910 г. №136 и 186, но также в 1911 г. №125.

[3] «Малопривлекательный характер этого Московского первого Царя не может умалить его необычайный государственный ум и великие заслуги России. И если от Владимира Святого до Петра I, кто из русских государей достоин наименования «Великого», то это именно Иоанн III... (История России. Дм. Иловайского, изд. 1884 г., т. 2, стр. 528). – Даже известный (своей нерасположенностью к монархизму) историк Костомаров признает Иоанна III «Великим умом и деятельностью Иваном, который принял на себя историческое призвание введения монархизма»... «Историческ. Монографии», том 12, стр. 93, Спб., изд. 1872 г. «Начало единодержавия на Руси» – «Великим» Иоанна III называет также и немецкий тогдашний посол Герберштейн в записках о Московии, русск. изд. 1886 г., стр. 22. – «Если не признать величия Иоанна III, то пришлось бы такое же суждение применить и к Петру Великому». Бестужев-Рюмин. История Росс., том. 2, изд. 1885 г. стр. 144.

[4] По русским летописям царевна эта именуется Софией, а в иностранных актах Зоею; но это тогда не было удивительно и практиковалось. Так, например, и бабушка Иоанна III София Витовтовна именовалась ещё Анастасией, и другие царицы, при браке, принимали другое имя (История России. С. Соловьева, изд. 1882 г., т. V, стр. 436—437, примечание 67).

[5] Иоанну Васильевичу предлагали, между прочим, принять королевский титул от немецкого императора. Но Иоанн III прямо и резко отклонил всякие переговоры о титуле королевском с императорским послом, говоря, что он «Государь на своей земле «Божиею милостию» от своих прародителей и поставления ни от кого иметь не хочет»... В другой раз он говорит: «Всемогущая и Животворящая Святая Троица, дарующая нам (Иоанну III) всея Руси государство»... И ему говорит митрополит: «Самодержавный Государь и Владыко»... (История России Дм. Иловайского, т. 2, изд. 1884 г., стр. 495, 515 и проч).

[6] Россия и Восток Пирлинга исследов. по иностран. документам изд. 1892 г., стр. 21 и 228 и проч.

[7] Именно тетка Иоанна III, Анна Васильевна, была женою дяди царевны Софии, императора Иоанна Палеолога. (История России. Дм. Иловайского, изд. 1884 г., т. 2, стр. 447).

[8] Царевна София Фоминична Палеолог до того «питала отвращение к латинству (католичеству), что решительно отказала выйти замуж за короля французского и за герцога Миланского только потому, что не хотела быть в латинстве»... Она была 24 лет, роста не высокого, но восточное пламя сверкало в её глазах и белизна кожи говорила о знатности её рода. «Во истину — восклицают в восторге многие очевидцы при проезде ея в Россию, — она была очаровательна и прекрасна!..» (Пирлинга Россия и Восток, изд. 1892 г., стр. 77—78 и проч.).

[9] Пирлинга Россия и Восток, изд. 1892 г., стр. 224. Приложения.

[10] Карамзина «Истор. Госуд. Рос.», изд. 1892 г., т. VI, стр. 41.

[11] В большинстве русских летописей согласно свидетельствуется, что бракосочетание это совершено митрополитом Филиппом («Полн. Собр. Русск. Лет.», т. ІУ, стр. 224; т. VI, стр. 196;-т. VIII, стр. 154, 173, 179 и «Рус. Лет.» по Ник. еп. т. VI, стр. 49). В одной Львовской и у истор. Иловайского говорится, что оно было совершено коломенским протопопом Осиею. (ІІирлинг «Росс, и Восток», стр. 225. — Иловайский «Истор. Рос», изд. 1884 г., т. II, стр. 449). — Карамзина: «История Гос. Росс.», изд. 1892 г., т. VI, стр. 18 примечаний).

[12] Трон принадлежит к Царским регалиям, то есть к внешним символам Царского достоинства и власти. Трон, или престол, есть символ божественного происхождения власти царской. Древнейший из тронов, хранящихся в Московской оружейной палате, есть царское место, кресло или царский стул, по древним описям, резной из слоновой кости, местами вызолоченный, привезенный в Москву греческой царевною Софией Фоминичною Палеолог, супругой Иоанна III. При венчании на царство царя Алексея Михайловича этот трон употреблён был при шествии царя из Успенского собора в Архангельский... В 1856 году по Высочайшему повелению этот трон исправлен был к Св. Коронованию Государя Императора Александра II... Рисунок его и очень подробное описание находится в книге: «Венчание русских Царей на царство». Изд. 1883 г., стр. 17 и 9 и 95.

[13] Начала Русск. Госуд. права А. Градовского, изд. 1892 г. т. I стр. 157. — Система Русск. Госуд. права Романовича-Славатинского изд. 3886 г. стр. 152. — Русск. Госуд. право. Андреевского изд. 1886 г. стр. 156 и проч. — «Гербом называется эмблематическое или символическое изображение, которое принадлежит и наследственно передается роду, местности или государству. Герб вообще состоит из одного или нескольких отличительных символических знаков или изображений, присвоенных какому-либо государству, городу, или дворянскому роду, и изображенных на щите. Самое слово «герб» происходит от слова herb (erb, irb), которое в западно-славянских наречиях означает, «наследство», наследственность, так что само это название известного символического изображения указывает на наследственность изображения, отличительную его исключительность, постоянную принадлежность известному роду или государству.

[14] Изображение государственного русского знамени можно видеть, между прочим в популярной книге: «Венчание русских государей на царство» с 217 рисунками. Изд. 1883 года, стр. 84 и 81. См. также в большом энциклопедическом словаре, изд. Брокгауза и Ефрона, том IX, изд. 1893 г. стр. 397.

[15] В Уложении... напечатан, при владении Его Величества Государя, Царя и Вел. Кн. Алексея Михайловича всея России Самодержца. Издано 2 тиснением при Им. Ак. Наук 1737 г. стран. 11.

[16] Его Импер. Велич. Регламент Генеральный или Устав и т. д. Издан. 1837 г. глава 30. стран. 13 (Изд. при Уложении).

[17] Первое письменное сохранившееся упоминание о Русском морском штандарте было в бумагах Императора Петра I в 1703 году. См. Очерк Русск. Морск. истор. Ф. Веселого, изд. 1875 г. Морфлаг. Таблица и стр. 551—548.

[18] Свод. Морск. постановл. кн. X, Морской устав. Изд. 1886 г. стр. 247 стат. 1088 и 1092.

[19] В Москов. архив. Министр. Иностр. дел Приказы, дела древн. лет 1696 г. Свит. 632. Таблица Морск. флаг, у Веселого в Очерк Русск. Морск. Истор. изд. 1875 г.

[20] 1-е Поли. Собр. Закон. Росс. Импер. том ХШ, №5836.

[21] Поли. Собр. Закон. Российск. Имп. том XIII, №5886, парагр. 2-й. — Кокарда (cocarde) есть украшение на шляпе или другом головном уборе. Кокарда надевалась первоначально для различия партий во время споров. В общее употребление кокарда вошла во Франции в ХШ веке во время войны за Испанский престол и семилетней войны. Ещё кокарда в виде султанчика, или пучка перьев на головном уборе, издавна носилась Кроатами и Мадьярами. Впоследствии кокарда делалась из ленты одного или нескольких цветов, или в виде банта, из материи, наконец стала представляться металлическим кружком или овалом из красок государственных цветов. В Германии кокарду национальных цветов имеет право носить каждый неопороченный по суду гражданин. Лишение права носить национальную кокарду равносильно лишению чести... Республиканскими же декретами во Франции предписывалось носить кокарду даже женщинам и арестовывать всякого, кто не носил кокарды, а за срывание кокарды предавали военному суду...

[22] 2-е Пол. Собр. Закон. Рос. Имп. Т. ХХХIII, кн. 3, изд. I860 г. стр. 311. К №33—289. Энциклопедия военных и морских наук. Сост. под. глав. редак. проф. Акад. Леера. Изд. 1888 г. Т. 11, вып. 2-й, стр. 297.

[23] Полн. Собр. Закон. Росс. Импер. год 1834, №6860.

[24] Поли. Собр. Закон. Росс. Имп. год 1857, том XXXII, отд. II, №31758.

[25] Венчание Русских Государей на Царство Изд. Гоппе, 1883 г. стр. 119 и 88, 84, 101—155 и проч. — В память Свящ. Коронования. Изд. Гоппе 1896 г. часть 2-я стр. 179 и проч., часть І-я стр. 58,59, 61, 54, 55 и проч.

[26] Моск. Оружейн. Палата. Изд. 2-е 1860 г. по Высочайшему соизволению. Отд. IV стр. 227. — Венчание Русских Государей на Царство. Изд. Гоппе 1883 г. стр. 88—89. Дни Свящ. Коронования. Изд. Левенсон 1896 г. стр. 156.

[27] В память Священного Коронования Их Императорских Величеств. Изд. Гоппе. 1896 г., часть 2-я, стр. 179. Слова протопресвит. И.Л. Янышева 12 мая 1896 года. Также церков. молитва при освящении знамени. — В изд. Левенсона 1896 г., стр. 156—157.

[28] Полное Собрание Законов Росс. Импер., собр. второе, том XXXIII отделение третье (книга 3) 1858 г. Приложения, Изд. 1860 г. Штаты и табели. Стран. 311. К №33289—1858 г. июня 11. — На Руси издавна существовали и знамена и флаги гербовые, или родовые, которые помещались на теремах и на крыльцах жилищ и назывались «прапорами». Несколько таких русских древних гербовых знамен, или прапоров, сохраняются в Московской оружейной палате. Так в описях царской оружейной казны упоминается между прочим следующий «прапор» гербовой боярина Никиты Ивановича Романова (очень любимого народом дяди царя Алексея Михайловича): «Прапор, средина тафта белая, вшит гриф, тафта жёлтая, с мечём, в левой лапе держит клеймо (щит): повыше клейма писан орлик чёрный; опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая, откоски объяр чёрные, писаны главы Львовы золотом и серебром, опушки тафта разных цветов; гротик железный, прорезан; древко по белой земле писано разными красками. По ярлыку написано: «прапор боярина Никиты Ивановича Романова. (Московская Оружейная Палата. Второе изд. 1860 года, напеч. по Высочайшему соизволению. Сост. Вельтманом, стр. 224—225). — Этому же боярину Никите Ивановичу Романову принадлежал английского строения Ботик, который Император Петр I нашёл сложенным в амбаре при вещах родича своего Никиты Ив. Романова. Пётр I заинтересовался этим Ботиком, так как Тимерман объяснил ему, что такой Ботик может плавать и против ветра. Петр приказал исправить этот Ботик и впервые катался на нём по реке Яузе и на Переяславском озере. На этом-то Романовском Ботике впоследствии впервые развивался гербовой чёрно-жёлто-белый Императорский штандарт. Ботик получил название «Дедушка Русского флота»... (у Веселаго в Очер. Рус. Морской Истории, часть 1, стр. 75, 76 и проч.).

[29] Лекции Русск. Государств, права. Ординар. профес. И. Москов. Унив. Алексеева, изд. 1892 г., стр. 231, 174—175.

[30] Во всех символических знаках одежды служащих государству, особенно военных, в красках предметов и регалий, принадлежащих правительству и государству, в ведомстве финансовом даже в цвете облигаций государственной ренты, которою предположено заменить все займы России...

[31] Вполне ошибочно стараются уверить некоторые исследователи, что в России национальные или народно-государственные цвета будто «установлены Петром I, который принял для русского флота три поперечные полосы: белую, синюю и красную; чертеж такого флага с собственноручными подписями Петра Великого, сделанными как и самый чертеж, в октябре 1699 г., хранится в Московск. главн. архиве Министерства иностранных дел». Так уверяют, например, в новом большом энциклоп. словаре издания 1897 г. К.К. Арсеньева и Ф.Ф. Петрушевского на стр. 721 сорокового полутома. Но по проверке этакого уверения оказывается, что указываемый чертеж флага Петровского к флагу символическо-русскому народному не относится, и о самом чертеже не доказано тех существенных его черт, которые обнаруживают неправильную тенденциозность пропаганды бело-сине-красного сочетания для общерусского народного флага. Именно: в Московском главном архиве министерства иностранных дел сохранился черновой указ, писанный в 1699 году Петром I к Украинцеву и не имеющий никакого отношения к флагам. На этой то «черновой» бумаге рукою Петра I нарисованы два трёхполосных флага, из которых на одном означены почерком Государя цвета полос словами: «белое, синее, красное», — там же на другом рисунке, таком же трехполосном, во весь флаг начертан диагональный (Андреевский) крест. — Вот факт... — «Судя по времени, — замечает об этих рисунках Петра I г. Ф. Веселаго, — кажется весьма, возможным, что этот рисунок (то есть оба чертежа) представляет одно из первых проявлений мысли Петра I о внесении в наш военный (тогда бело-сине-красный) флаг Андреевского креста. (Очерк русской морской истории. Ф. Веселаго. Министр. издания 1875 г., ч. І-я, стр. 550).

[32] История Государства Российского Н. Карамзина. Изд. 1892 г. том VI, стр. 219, 3 и проч.

 

Электронная версия брошюры публикуется по изданию Е.Н. Воронец «Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской государственной символизации» (с образцом флага). Харьков. Типография «Мирный труд», Девичья ул., д. №14-й, 1912 г.

 

наверх