Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 6 2007 г.

Анна СКВОРЦОВА

Три жизни одной усадьбы

Федор Яковлевич Миркович, участник Отечественной войны 1812 года, родной брат владельца усадьбы. (Объединяло братьев и то, что они состояли в родственных отношениях с одной ветвью рода Демидовых)

В XVII в. Россия приобрела статус империи и практически тогда же стала одной из самых богатых и развивающихся держав. Благодаря этим, без сомнения, весьма привлекательным качествам, а также «прозападной» политике Петра I, Российская империя представлялась иностранцам своего рода «клондайком»: бескрайние просторы и неограниченные возможности.… Все это делало Россию чрезвычайно привлекательной в глазах иноземцев. Количество приезжих в нашу страну в XVIII в. могло соперничать по своим масштабам с современной миграцией. В Россию приезжали, спасаясь от политических и экономических преследований, приезжали специалисты по личному приглашению государя, приезжали в надежде прославиться и разбогатеть, с желанием служить русскому императору.

Прошлое

Среди тех, кто, попав волею судеб в Россию, так и остался здесь на всю жизнь, был Степан Миркович — представитель старинного сербского дворянского рода. Его потомки остались на века в героической летописи нового отечества. Самым известным стал Федор Миркович — генерал, участник войны 1812 г. отличившийся особенно при Бородине и при взятии Парижа, вице-председатель диванов княжеств Молдавии и Валахии с 1828 по 1834 г. В 1850 г. Федор Яковлевич стал инспектором военно-учебных заведений и сенатором. Сыновья Федора Мирковича продолжили военную традицию: один из них была командиром корпуса, а другой помощником начальника главного штаба.

Фарфоровая шкатулка с видом усадебного дома. Художник Юлия Кужим, учредитель культурного центра «Усадьба генерала Мирковича»

Сначала родовым гнездом Мирковичей была усадьба Заполье, которой они владели в течение 80 лет с 1804 г. По-военному четкая организация пространства, капитальные, без архитектурных излишеств постройки, несущие на себе печать обдуманности и тяги к порядку — таким было имение при Мирковичах. В 1883 г. усадьба была продана, а роль родового гнезда перешла к имению в селе Николо-Жупань Тульской области.

Музей-усадьба Мирковичей — уникальный памятник русской культуры XIX-начала XX вв.

Усадьба включала главный дом, церковь, жилые и хозяйственные постройки, сад и парк. Органично вписывающаяся в природный ландшафт, она составляла с ним единый архитектурно-пейзажный ансамбль. На территории усадебного парка сохранились остатки домовой церкви. Сам храм, возведенный в 1701 г., обрушился, остались лишь приделы, построенные Мирковичами в 1818 г. и перестроенные в конце 19 в.

Б.Л. и З.Н. Пастернаки с сыном Зинаиды Николаевны Стасиком Нейгаузом в усадьбе Мирковичей. Фотография подарена культурному центру «Усадьба генерала Мирковича» Е.Б. Пастернаком, сыном поэта.

Усадебный дом был построен Александром Яковлевичем Мирковичем в 1851 г. Архитектурный стиль — ампир. Отсюда — противопоставление плоскостей стен декоративным деталям, преобладание прямолинейных очертаний, массивные геометрические объемы и колоннады. Мирковичи жили здесь до революции 1917 г. Большевики заставили наследников покинуть дом, и в освободившемся помещении открылась школа крестьянской молодежи. В 1930-х, как вспоминают местные старожилы, сюда приезжала специальная комиссия из столицы. Члены комиссии обратили особое внимание на местную природу, сделали фотографии, и решили школу крестьянской молодежи закрыть и организовать здесь дом отдыха писателей. В течение нескольких лет отдохнуть сюда приезжали литераторы со всего Советского Союза. Среди них — А.Серафимович, К.Тренев, и Б.Пастернак.

Детский дом в 1965 г. в усадьбе Мирковича.

Если подняться на второй этаж, внизу открывается широкая панорама. Прибрежная территория — как большие ступени. Их проект в XIX в. разработал брат первого владельца усадьбы Федор Миркович. В 30-е годы XX столетия для отдыхающих писателей устроили пляж и зону отдыха. На втором этаже располагалась библиотека. Ее интерьер сохранялся до Великой Отечественной войны почти в том же виде, что и в XIX в.: паркет и большие зеркальные шкафы с сотнями книг. Когда к городу подходили немцы, книги были из шкафов вытащены, свалены в большой костер прямо перед домом, мебель местные жители разобрали для личных нужд. После войны в особняке устроили детский дом. В подвале начали работать овощехранилище и котельная. Остатки топлива сбрасывали во внутренний двор. В начале 1990-х усадьба стала почти общежитием. Сюда поселили 24 человека. Сегодня все сменили место жительства, но напоминания о недавнем прошлом здесь еще сохранились. Усадьба постепенно разрушалась…

Настоящее

Медальон в технике финифти с портретом Авроры Карловны Демидовой работы Карла Брюлова. Художник-эмальер Юлия Кужим.

О том, что ее предок, Александр Яковлевич Миркович, в пятом поколении — генерал-майор, участник Бородинского сражения и заграничных походов русской армии, Георгиевский кавалер, Ольга Троицкая-Миркович узнала неожиданно для себя, выясняя судьбу деда, расстрелянного в годы сталинских репрессий. После посещения усадьбы стало понятно, что если срочно не начать действовать, через несколько лет этот некогда красивейший архитектурный памятник останется только в архивных записях.

И наследники Мирковичей начали действовать. В результате юридических консультаций выяснилось, что «дедушкины» усадьбы можно брать в безвозмездное пользование. Правда, это право до сих пор предоставлялось исключительно Русской православной церкви. Но семья Ольги Троицкой-Миркович решила бороться за жизнь усадьбы до конца, подав пример другим наследникам.

Очередной этап противоаварийных работ в усадьбе.

И у них это получилось. На то, чтобы собрать и подписать все бумаги, подтверждающие право на усадьбу, наследникам потребовалось восемь лет. Все это время выясняли судьбу усадьбы, искали архивные документы, обращались в различные инстанции. В конце концов, Мирковичам было предложено создать юридическое лицо, на баланс которого можно было бы перевести обветшавшее хозяйство. Так появилась некоммерческая организация «Культурный центр «Усадьба генерала Мирковича». Летом 2005 г. наконец-то пришло долгожданное постановление тульских властей о передаче здания наследникам в безвозмездное пользование сроком на 49 лет.

Огромную помощь в этой работе Ольге Серафимовне оказал Владимир Георгиевич Иванов, сотрудник федерального комплекса «Кремлевский». К сожалению, не так давно этого замечательного человека не стало, но, именно благодаря ему, этот некогда красивейший архитектурный памятник получил шанс на возрождение.

Будущее

Наследники генерала Мирковича хотят создать в усадьбе действующий культурный центр. Им предстоит долгая и трудная работа. Сейчас помимо основных работ по восстановлению внешнего и внутреннего вида усадьбы, ведется работа по сбору экспозиции усадебного быта. После нескольких лет работы в архивах удалось найти биографические и хозяйственные документы.

Один из залов уже превращен в выставочный. Часть экспонатов для него нашли в особняке, часть принесли местные жители. Основная часть экспозиции — предметы крестьянского быта: орудия труда (прялки, маслобойки, рубели и пр.), собранные Мирковичами и подаренные музею жителями села, а также старинная женская одежда и головные уборы, мебель, кухонная посуда и пр. Помимо усадебной экспозиции, в музее-усадьбе Мирковичей, несомненно, найдется место и для изобразительного искусства: дочь Ольги Троицкой-Миркович — известный художник-миниатюрист Юлия Кужим, работающая с художественной эмалью. Так что, возможно, в будущем в стенах старинной усадьбы откроется еще и музей авторских работ Юлии Кужим.

Усадьба — это крепкая связь нескольких родов и поколений, из которых каждое естественно накладывало на нее свой отпечаток, свои характеристические черты, но и бережно охраняло малейшие черты своих предшественников, живые традиции прошлого.

Главный дом усадьбы.

Сохранение своего родового наследия, как неотъемлемой части русской культуры, стало главным делом жизни потомков этих известнейших дворянских родов.

Некогда разоренное родовое гнездо вновь обрело своих законных по праву крови хозяев.

 

наверх