Аркадий БАСКАЕВ, генерал-полковник, член Комитета Госдумы по безопасности.
Символы ратной славы как средство патриотического воспитания воинов. Славные традиции русской армии.
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Родился 12 августа 1946 г. в городе Фрунзе Киргизской ССР в семье военных. Трудовую деятельность начал в 16 лет наборщиком в типографии. Окончил вечернюю школу, в 1963 г. поступил в военное командное училище МВД ССР, выбрав путь, по которому уже прошли многие его предки: и дед по отцу полковник русской армии, и дед по матери командир эскадрона Красной Армии, воевавший с басмачами в Туркестане, отец и мать, закончившие Великую Отечественную войну в Берлине. После окончания училища, Аркадий Георгиевич Баскаев служил в частях Внутренних войск МВД СССР в разных регионах страны. Был командиром взвода, роты, батальона, полка, дивизии. Непрерывно совершенствовал свои знания: окончил Военную Академию им. Фрунзе, юридический факультет Гуманитарной академии, специальные курсы Академии Генерального штаба Вооруженных сил.
С 1993 г. командующий войсками Московского Краснознаменного округа Внутренних войск МВД России. Воинское звание генерал-полковник. Как командир проявлял себя в самых трудных местах на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, БАМе, в Нагорном Карабахе.
В 1995 г. в Чечне был комендантом Грозного и зам. командующего Объединенной группировки Федеральных Сил.
В «горячих точках» грамотно руководил личным составом, берег своих солдат от гибели и ранений. Награжден орденами «За военные заслуги» и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Русской Православной Церкви «Святого Благоверного князя Даниила» III степени, а также многими медалями. Член Комитета Государственной Думы по безопасности. Кандидат юридических наук. Мастер спорта по стрельбе, кандидат в мастера спорта по боксу.
Женат. Имеет троих детей и троих внуков.
|
Важным средством патриотического воспитания во все времена являлись знаки признания заслуг воинских формирований символы ратной славы: знамена и штандарты, награды, знаки отличия, свидетельствующие, что воины проявили отвагу в боях, а также их использование и применение в воинских ритуалах, обрядах и церемониях.
Боевые награды, ритуалы их вручения и почитания награжденных оказывали воспитательное воздействие на воинов, являлись сильным средством формирования патриотических качеств. Все российские ордена и многие медали носили имена исторического прошлого.
Кроме орденов, которыми в подавляющем большинстве награждались офицеры, для поощрения воинов, в том числе нижних чинов, предназначались наградные медали, носившиеся на одежде, и вручавшиеся в связи с конкретными историческими событиями (войнами, отдельными сражениями, юбилеями), либо с определенными заслугами (храбрость в бою, отвага при спасении человеческой жизни, долголетняя служба). Это позволяло проследить по наградным медалям всю военную историю России.
Воспитательные функции имели настольные медали в память военных событий: за защиту Севастополя 18541855 гг., в память Крымской войны, за Хивинский поход, за бой «Варяга» и «Корейца» и др. Особую группу составляли русские настольные военно-морские медали. Они своими надписями и изображениями, связанными с боевым прошлыми Российского императорского флота большое воспитательное воздействие как на награжденных, так и на всех, кто имел возможность их созерцать.
Награды вручались за различные события, участие в войнах, которых в дореволюционный период было немало. Многие воины имели на груди по несколько орденов, сами являлись носителями славного военного прошлого России. Они рассказывали сослуживцам, молодым солдатам о славном боевом прошлом, тем самым вносили вклад в воспитание историей.
Активную роль в воспитательном процессе играют знаки воинского отличия, относящиеся к регалиям всей части, коллективные награды Русской армии знаки отличия для награждения воинских частей: Георгиевские знамена, труды, штандарты, петлицы, литавры, другие принадлежности амуниции. Полковые регалии создавали атмосферу сопричастности каждого воина к героическим свершениям, являлись действенным средством психолого-педагогического воздействия на воинов, формирования высоких нравственных и боевых качеств, укрепления воинского духа частей и подразделений.
С празднованием юбилеев полков и военно-учебных заведений теснейшим образом связан целый комплекс нагрудных знаков отличия, юбилейные полковые знаки и настольные медали, которые несли информацию о славном боевом прошлом воинских формирований. Они получили особенно широкое распространение и способствовали поднятию боевого духа армии после русско-японской войны. Введение нагрудных полковых знаков отразило приоритет полковых традиций над общеармейскими, что еще больше сплачивало через память о боевом прошлом полковой коллектив.
Русские офицерские нагрудные знаки являлись истинными знаками отличия, ибо на них особыми надписями запечатлевались боевые подвиги воинских частей в различные периоды их истории. Среди них особую группу составляли знаки об успешном окончании военно-учебных заведений, объединявшие бывших питомцев военно-учебных заведений в одну общую семью.
Кроме орденов, медалей, широкое распространение в Русской армии получили другие награды, подтверждающие смелость и мужество кавалеров, качества, традиционно уважаемые в русском народе.
К таким наградам относились Георгиевские награды Золотое оружие шпаги, сабли, палаши, кортики, с надписью «за храбрость» и Георгиевским крестом на эфесе, Георгиевским темляком из Георгиевской ленты жалуемые за военные подвиги старшим офицерам и генералам. Воспитательное воздействие на воинов, особенно на офицерский состав, оказывало вручение в знак боевых заслуг именного холодного оружия с инкрустациями на историческую тематику. Яркий пример этого сабля, поднесенная в 1855 г. офицерами 9-го Киевского гусарского полка командиру И. А. Халецкому. Сабля являлась результатом тонкой художественной работы петербургского мастера первой половины XIX в. На ее поверхности изображены принадлежности вооружения античного и средневекового воинов, вооружение армий первой половины XIX в. Поверхность ножен украшена сценами Бородинского, Полоцкого сражений и Лейпцигской «битвы». В дореволюционной России имели место нетрадиционные формы отличий и поощрений, олицетворявшие неразрывную связь времен и оказывавшие воспитательное воздействие своим историческим содержанием. По высочайшему повелению, в целях поднятия престижа награжденных орденом Св. Георгия офицеров и генералов с 1849 по 1885 гг. их фамилии, имена и отчества заносились на мраморные доски в Георгиевском Зале Большого Кремлевского Дворца. Записи производились по годам награждения. Там же золотом обозначены полки, батальоны, батареи и корабли Русской армии и флота, отличившиеся в войнах при защите Отечества.
В кавалерийском гусарском Ахтырском полку в некоторых эскадронах гусары носили серьгу в левом ухе в память о своей славной боевой истории. Лейб-Гренадерский полк, единственный полк из всей российской пехоты, имел особое отличие в виде золотого аксельбанта на правом плече, который повелела носить основательница полка Екатерина Великая. Из полков гвардейской пехоты на парадах офицеры лейб-гвардии Павловского полка держали клинки шашек «в атаку», а солдаты винтовки «на руку». Этот же полк за боевые заслуги имел тоже единственную в своем роде награду проходить на всех парадах церемониальным маршем, держа ружья «на руку», как бы идя в атаку.
Во второй половине XIX в. сложился воинский ритуал вручения нагрудных знаков. Он производился в торжественной обстановке командирами полков, начальниками военно-учебных заведений, высшими военными чинами в присутствии многочисленных гостей, ветеранов полка. Вместе с тем лишение нагрудного знака являлось тяжелым наказанием для офицера и влекло за собой перевод в другой полк или даже увольнение из рядов вооруженных сил.
Наряду с учреждением и вручением индивидуальных и коллективных наград, знаков отличия существовала практика присвоения полкам, кораблям, батареям, крепостям, открытиям исторических названий, связанных с именами военных и государственных деятелей, полководцев, ученых. Это являлось важным элементом механизма общего социально-психологического и воспитательного воздействия на воинов. Имя полка незримыми узами связывало воинов в одну семью. Оно было вышито на боевом знамени, отражалось в других знаках отличия и являлось гордостью солдат и офицеров. Наименования полков были связаны с местами славных боевых подвигов частей. Присвоение полку наименования в память боевых заслуг считалось особенно почетным. Многим полкам Русской армии присваивались имена героев Отечественной войны 1812 г.
Прекрасный воинский обычай занесения героев навечно в списки полка позволил не только сохранить славные имена, но и воспитывать воинов на исторических примерах.
В день 125-летней годовщины Кинбурнского сражения в 1912 году во всех полках Русской армии был зачитан приказ: «
Увековечить имя гренадера Степана Новикова, зачислив его в списки 1-й роты пехотного Шлиссельбургского генерал-фельдмаршала князя Аникиты Репнина полка». Навечно занесен в списки полка знаменщик Азовского мушкетерского полка герой Аустерлицкого сражения Семен Старичков, который, погибая, спас полковое знамя. Приказом командования рядовой Архип Осипов, который в 1840 г., взорвавший на побережье Черного моря пороховой погреб вместе с собой и неприятелем, навечно занесен в списки 1-й гренадерской роты Тенгинского полка. Его имя на всех перекличках называлось первым, а правофланговый отвечал: «Погиб во славу русского оружия в Михайловском укреплении».
Важное место в механизме общего воспитательного воздействии на военнослужащих занимали воинские ритуалы, церемонии, традиции. Воинские ритуалы служили одним из средств по внедрению среди военнослужащих идей о необходимости сохранения и защиты престола от любых врагов внешних и внутренних. С помощью воинских ритуалов реализовывалась связь между прошлым и настоящим в воинской деятельности. Каждое новое поколение воинов использовало исторически сложившуюся систему ритуалов, критически их анализируя, а в отдельных случаях и перерабатывая.
При воинских ритуалах максимально задействовались все символы воинской доблести, знаки воинского отличия, являвшиеся олицетворением славного боевого пути Русской армии. Проводилось освящение этих символов и знаков, что способствовало выработке соответствующего эмоционально-ценностного отношения воинов к ним. Идеальное значение знаков и символов, используемых в ритуалах, интерпретировалось в сознании воинов как программа необходимого социального поведения. В ритуалах содержались клятвенные обещания, проговаривание алгоритма будущей деятельности, что способствовало достижению целей воспитания воинов историей.
Различные ритуалы проходили с применением воинских знамен. Особое положение воинских знамен и штандартов в системе знаков отличия, определявшее их как воинские святыни, обусловило ритуал их прибивки, освящения и вручения. Ритуал проходил в два этапа. Первый этап предусматривал церемонию прибивки знамени накануне освящения на квартире командира части в присутствии всех генералов, командиров отдельных частей гарнизона, офицеров части, а также представителей каждой роты. Все присутствовавшие в порядке старшинства участвовали в прикреплении полотнища к древку, поочередно доколачивая гвозди. Каждое действие производилось с особенной торжественностью. Ритуал прибивки знамени способствовал единению всех военнослужащих гарнизона, преклонению их перед всеобщим символом воинской доблести, традициями части, ее славным боевым прошлым. На следующий день после прибивки знамени назначался парад по правилам, установленным для полковых праздников. Перед строем полка выносились все имеющиеся в части знаки отличия. Они подчеркивали, что новое знамя не случайный факт, а продолжение славных боевых традиций части. Воинским частям вручались новые знамена с надписями о прошлых заслугах. Их освящение и вручение также проводились в торжественной обстановке. Таким образом, как свидетельствует анализ источников, ритуалы, связанные с почитанием полкового знамени, способствовали воспитанию воинов историей. Но это ни в коей мере не принижало роль и значение других знаков воинского отличия. Даже наоборот, подчеркивало значение воинского компонента при проведении всех праздников, парадов.
В Русской армии был накоплен богатейший опыт использования наград, знаков отличия, знамен, воинской символики, всего героического прошлого Отечества при совершении воинских ритуалов, парадов, обрядов. Они выполняли мобилизующе-воспитательную функцию, являлись наиболее эффективными средствами воздействия на военнослужащих, связи между прошлым и настоящим в воинской деятельности, способствующими воспитанию у военнослужащих чувства ответственности за честь и боевую славу воинского коллектива, которую создавало не одно поколении воинов. Это широко использовалось в воспитании историей, для укрепления морального духа армии, мобилизовывало воинов на сохранение и приумножение заслуг и качественное выполнение повседневных задач в мирное время, способствовало поддержанию уставного порядка в войсках, воспитанию у воинов патриотических чувств.
Военная знаковая символика занимает, пожалуй, основной процент всей русской наградной системы, это связно, несомненно, с тем, что армии, всегда являлась одним из институтов, а точнее, одним их тех столпов, на которых держится государство. А военная символика это, помимо всего прочего, лицо страны. Любая награда это не только знак внимания, проявленный к гражданину, но это, прежде всего, отличный инструмент морально-психологического воздействия, служащий для укрепления патриотических чувств у граждан. Награды обязывают соблюдать высокую нравственность, быть верными принципам чести, быть патриотом своей страны. Знаки призваны служить напоминанием каждому военнослужащему о священном долге защиты Отечества, и символизируют воинскую доблесть, честь и славу, идеи воинского братства и сплоченности.
Отрадно видеть, что этот опыт использования военной символики, являющейся одним из ярчайших проводников и наглядных примеров в патриотическом воспитании, не утрачен. Что в наше время глубокое символическое содержание и соответствие российской военной геральдической традиции позволяют сделать знаки воинскими святынями и регалиями. Знаки различия и отличия военнослужащих Вооруженных Сил РФ учреждаются в целях сохранения и развития исторических традиций отечественной военной геральдики, восстановления преемственности в символике боевых знамен, флагов, военных наград и знаков различия в российской армии. Чувство гордости за принадлежность к российским вооруженным силам становится духовной основой военной службы и единения воинов. Важной формой проявления этой корпоративности является наличие внешних отличительных признаков. Еще одной функцией военной символики является моральная необходимость военных иметь внешние отличительные знаки, которые бы отражали из заслуги перед государством и символизировали потенциальную готовность встать на защиту общества. Именно в этом и состоит главное предназначение воинских символов.
наверх
|
|