Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 4 2006 г.

Татьяна Михайлова,
журнал «Пограничник»

Пусть и впредь вызывает гордость

В День пограничника многие, кто служил в пограничных войсках, с волнением и гордостью достают свою зеленую фуражку и идут на встречу со своими боевыми друзьями, чтобы вспомнить несравнимые ни с чем годы, отданные службе по охране священных рубежей Отчизны…

Чувство выполненного долга переполняет сердца наших мужчин (и молодых, и убеленных сединой) при воспоминаниях о нелегкой службе на границе и днем, и ночью; и в зной, и в стужу; и высоко в горах, и на равнинах; и в тайге, и в пустыне. О Родине, о любви к ней они говорят просто, без прикрас. Главное — им всегда было что хранить и защищать как самую ценную святыню. Здесь, на границе, порог нашего дома. Оберегать его — дело чести и высокого долга. Зоркие часовые — пограничники — никогда не покидают своего поста. А зеленая фуражка для них и Пограничной службы в целом — это почти то же самое, что Боевое Знамя для воинской части.

А что известно нам об истории пограничной формы и пограничной символики, о дне рождения пограничной фуражки? И что мы знаем о том, как обстоят дела с зелеными фуражками в настоящее время?..

Начнем с небольшого экскурса в историю. В 1893 г. был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи Российской империи и министр финансов И.П. Шипов был назначен его шефом. В 1901 г. для гражданского генеральского мундира шефа пограничной стражи была введена папаха со светло-зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. В 1902 г. светло-зеленым верх папахи стал и у офицеров, и у рядовых пограничной стражи. Тогда же тулья фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой.

Таким образом, 1902 г. можно считать годом рождения пограничной фуражки. В 1911 г. фуражки зеленого цвета были введены и для офицеров, и для нижних чинов управлений и штаба Корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки вплоть до начала Первой мировой войны. Зеленый цвет стал визитной карточкой пограничников.

Шли годы, свершались революции, реформировались войска, охрана границы доверялась то одному ведомству, то другому. Но зеленая фуражка оставалась неизменной.

В 1924 г. была определена расцветка фуражек воинских формирований ОГПУ. Для внутренней и пограничной охраны был выбран темно-синий цвет околыша. Тулья фуражек бойцов внутренней охраны стала краповой (темно-красной), а у пограничников — светло-зеленой с малиновым кантом. Расцветка пограничных фуражек и зеленый приборный цвет, как видно, были выбраны удачно, поскольку они оставались достаточно устойчивыми, несмотря на значительные изменения в обмундировании. Характерно, что, несмотря на тогдашние запреты и преследования царской символики, не нашлось доводов против пограничного зеленого цвета фуражек. В 1938 г. в войсках стали вводиться пилотки. В повседневной службе она почти заменила фуражку, которая стала фактически парадным головным убором. Но для парадов и смотров была определена специальная караульная форма; возможно, поэтому личный состав пограничных нарядов на охрану границы заступал в фуражках, а пилотки в погранвойсках не получили широкого применения.

В начале 50-х гг. форменная одежда погранвойск претерпела изменения. Была введена новая общеармейская форма одежды мирного времени. Но, несмотря на то, что светло-синий верх фуражек МВД и КГБ стал защитного цвета, пограничная фуражка не изменилась. Вплоть до 90-х годов постоянно происходили изменения в форме одежды военнослужащих, но цвет пограничных фуражек, близкий к камуфляжному, оказался устойчивым в разные политические времена. Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы выпали в 1993-1994 гг., когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом Президента Российской Федерации 23 мая 1994 г. рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло-зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали украшать излишними орнаментами вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то пограничной фуражке удалось сохранить кокарду прежних скромных размеров и защититься от безвкусицы дополнительных деталей. Вещевой службой пограничных войск в Центральное вещевое управление Министерства обороны были представлены соображения по форме одежды пограничников, в которых фуражки были оставлены без изменений. Министерство обороны восприняло эти соображения без обсуждения и сразу включило их в Указ Президента. К сожалению, историей не сохранены имена людей — истинных защитников неприкосновенности пограничной фуражки (теперь единственной цветной) ни в былые годы, ни в наши дни.

Во все времена пограничники свято оберегали зеленую фуражку. Говоря об исторических моментах, связанных с нею, нельзя не отметить и тот факт, что в годы Великой Отечественной войны защитники рубежей Отечества берегли зеленую фуражку как святыню и надевали в самый ответственный момент, когда шли в бой. Вид зеленой фуражки деморализующе действовал на фашистских солдат и офицеров.

Вот что писал выдающийся полководец Маршал Советского Союза Г.К. Жуков: «Я лично видел и никогда не забуду, как храбро и стойко сражались пограничники под Москвой, под Ленинградом и Сталинградом, у Курска, на Украине, в Белоруссии. Пусть зеленая фуражка и впредь вызывает гордость и любовь к ней всего народа».

И в послевоенные годы пограничники после прохождения службы хранили зеленую фуражку как реликвию, как напоминание о тех годах, когда Родина доверила им самое дорогое — охрану своих рубежей…

Государственная граница… Линия на карте. Красно-зеленые пограничные столбы, контрольно-следовая полоса. Пограничная застава, затерянная где-нибудь высоко в горах или среди бескрайних лесов. Корабль, разрезающий волны в поисках нарушителя, или вертолет, спешащий на помощь пограничному наряду. Все это, безусловно, — символы нелегкой пограничной службы.

Однако существует еще и другой образ границы, вошедший в сознание каждого, кто ходил по самой кромке родной земли с оружием в руках. Для них граница проходит не столько по земле или морю, сколько через их сердца и души. Ведь для истинных пограничников рубеж — это, прежде всего, отношение к своему долгу, обостренная ответственность за порученное дело. А это чувство исключает пассивность, инертность, равнодушие.

Пограничники несут службу в любой час дня и ночи. К тому же они находятся вдалеке от больших и малых городов, в районах, где жизнь, скажем прямо, довольно-таки тяжела. Им непросто. Каждый нерв, натянутый как струна, — нормальное, рабочее состояние пограничника. И в то же время, пожалуй, нигде больше не встретишь такого всеобщего оптимизма, человечности, что отличает этих высоких духом людей. Они не ропщут на трудности службы, на тяжелые обстоятельства жизни. Они просто живут и служат на границе Отечества — с верой, надеждой и любовью…

Поистине только на границе понимаешь, насколько бывает тревожной тишина и видимым спокойствие, насколько велика значимость защитника Отечества — пограничника. Ибо граница всегда была и остается средоточием многих государственных интересов. Право контролировать, кто или что пересекает границу в том или ином направлении, на земле или в небе, является существенной прерогативой государственной власти. И те, кто призван ее охранять, выполняют очень важную миссию — они утверждают и символизируют суверенитет Родины. Своей доблестью и отвагой на передних рубежах государства пограничники преумножают ратную славу страны. Об этом свидетельствует множество ярких страниц, вписанных в пограничную летопись.

Иными словами, граница сегодня — это не только служба, это огромная творческая работа, которая нуждается в профессионалах, обладающих твердой волей, выдержкой, хладнокровием, умеющих нестандартно мыслить в экстремальных ситуациях. Видимо, что-то глубинное, идущее от самых истоков, побуждает их быть верными своему долгу в любых обстоятельствах. И так будет до тех пор, пока у государства существуют границы.

Не секрет, что на передних рубежах никогда не было легко, но воинам в зеленых фуражках, как правило, уделялось первоочередное внимание. Потому-то и могли заставы позволить себе учебные стрельбы еженедельно — дневные и ночные; потому-то все заставские машины были на ходу, а экипировка солдат была разнообразной и полной.

А как же обстоят дела с зелеными фуражками в настоящее время? Есть ли они в наличии у тех молодых ребят, которые сейчас охраняют границы Отечества?

Как ни печально, но еще живы в памяти те времена, когда зеленых фуражек в связи с ограничением финансирования Пограничной службы не было в достаточном количестве. И это, безусловно, не могло не сказаться на преемственности богатых традиций пограничных войск. Может быть, зеленая фуражка и не самый важный элемент такой вот преемственности, но ее отсутствие не позволяет в полной мере ощутить чувство исторической гордости и сопричастности к великим делам пограничников. А что касается формы одежды, то она сегодня у воинов границы почти такая же, как у других военнослужащих. И пробелы в этом вопросе, которые уже допущены, наверное, невосполнимы для тех поколений пограничников, которые служили и служат в настоящее время. А как хотелось бы, чтобы слова великого полководца — Маршала Победы, сказанные им в отношении зеленой фуражки, были пророческими…

Безусловно, затронутая тема обязательно найдет свое разрешение в скором будущем. А сегодня, как, впрочем, и всегда, воины границы, где бы ни несли свою почетную службу, испытывают чувство законной гордости за принадлежность к пограничному братству, с честью и достоинством выполняют поставленные задачи по обеспечению безопасности Отечества на государственной границе.

Зеленая фуражка. Ее нечасто встретишь в городе, вдали от пограничных учреждений, но она сразу бросается в глаза, и при виде ее теплеют взгляды окружающих. Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности. Зеленая фуражка стала символом мужества, отваги, воинской доблести. Это символ Пограничной службы, который объединяет пограничников всех поколений.

P.S. Энциклопедия разошлась среди специалистов мгновенно. Досталось это супернужное пособие малой толике военных кинологов. Предельно ясно, — изданием следует озаботиться государству. Или Олимпийские игры нам дороже защиты Отечества?

 

наверх