Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 4 2006 г.

Валерий МЕЛЬНИКОВ,
участник движения Военно-Исторической реконструкции.
Фотографии Олега ПОЛЯКОВА

Живой памятник военной истории России

«Желая ознаменовать особое Мое благоволение к тем нижним чинам Лейб-гвардии, которые на Отечественной войне оказали свое мужество и во все продолжение их верной службы до самого истечения срока отличали себя усердием, Я признал за благо учредить из них при Дворе Моем особую роту под названием Дворцовых Гренадер, с тем, чтобы они были обеспечены в своем содержании на всю жизнь и чтобы служба их состояла только в полицейском надзоре во Дворцах, где будет Мое пребывание».

(Из Высочайшего указа Государя Императора Николая I от 2 (15) октября 1827 г.)


Сухими канцелярскими строками из Указов и постановлений не расскажешь о комплектовании и начале службы Роты Дворцовых Гренадер, однако сразу становиться ясно, какое внимание уделял Император своему детищу. Попробуем вкратце и доступным языком изложить то, о чем рассказывают документы.

Старшинство — с 2 (15) октября 1827 г.

Ротный праздник — 6 (19) декабря, день Святителя Николая Чудотворца (Никола Зимний).

Комплектование роты было поручено Великому Князю Михаилу Павловичу, брату Императора, и он постарался: из всех полков Лейб-гвардии были выбраны рослые красавцы, кавалеры многочисленных наград, ростом не ниже 184 см. (2 аршина, 9 и 5/8 вершка). Более всего было набрано гренадер из полков Старой Гвардии: Семеновского — 17 человек, Преображенского — 18, Измайловского — 26. Всего первый набор роты составил 120 гренадер. Каковы были эти солдаты можно судить по портретам художника Дж. Доу, которые находятся в Государственном Эрмитаже, в Военной Галерее.

Первым командиром роты был назначен гвардии капитан Качмарев Егор Григорьевич, числившийся в списках Лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, начавший свою службу канониром Лейб-гвардии Артиллерийского батальона в 1806 г. и прошедший все ступени службы от рядового до капитана гвардии.

С. Петербург. Гренадер дворцовой роты

Вообще все офицеры роты были выходцами из простых солдат, и только в царствование Императора Александра III эта традиция стала нарушаться.

Рота несла полицейскую службу в Зимнем дворце, принимала участие во всех торжественных мероприятиях и парадах. Полицейская служба состояла в постоянном надзоре за деятельностью дворцовой обслуги, выставлении караулов у покоев царствующей фамилии, вдовствующей императрицы, и т. д., согласно приказам Министра Императорского двора.

6 (19) апреля 1830 г. Роте Дворцовых Гренадер было Высочайшим Указом Императора пожаловано Гвардейское знамя с надписью: «В воспоминание подвигов Российской Гвардии», Георгиевскими лентами и крестом Ордена Святого Георгия 2-й степени. Вручено оно было 7 (20) апреля 1830 г. в торжественной обстановке, в присутствии Императорской семьи и высших военных и гражданских сановников Российского государства в Георгиевском зале Зимнего дворца.

В августе 1839 г. во время открытия памятника на Бородинском поле, отделение роты во главе с унтер-офицером было откомандировано из Петербурга в Бородино, и несло почетный караул у памятника в период торжеств.

1 (14) июля 1842 г. Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом IV нижним чинам роты было пожаловано 126 серебряных медалей на лентах Прусского железного креста. Медали эти составляли исключительную собственность роты и в случае выбытия гренадера из роты передавались вновь прибывшим. Таким образом, рота Дворцовых гренадер была единственным воинским подразделением Русской Армии, которое имело такую привилегию.

14 (27) апреля 1849 г. последовал Высочайший Указ о создании Московского Отряда роты Дворцовых гренадер, который размещался в Московском Кремле и нес такую же службу, как и в Зимнем Дворце. Командиром отряда был назначен штабс-капитан Григорий Блинов.

Об отношении Императора к своим прославленным воинам можно судить по небольшим цитатам из Положения о роте Дворцовых гренадер, лично составленным Императором Николаем I (впоследствии «Положение» несколько раз изменялось, так как менялись и императоры, и времена, но основные пункты оставались неизменными). Приведу лишь некоторые из них.

  • п. 2. «Никто в роту не определяется без Высочайшего повеления…»
  • п. 8. «Фельдфебель имеет чин подпоручика, а унтер-офицеры чин прапорщика Армии… При отставке права их остаются те же».
  • п. 10 «Офицеры роты имеют чин старой Гвардии и считаются старшинством с офицерами Гвардейского Гарнизонного батальона».
  • п. 12 «Нижние чины роты отдают честь одной Императорской фамилии, фельдмаршалам, Министру Двора, Начальнику Главного Штаба. Прочим генералам берут под приклад».
  • п. 13 «Нижним чинам сей роты часовые, как Гвардии, так и Армии, отдают честь».

Все гренадеры считаются унтер-офицерами Армии.

Что же касается денежного содержания роты, то годовой оклад самого младшего, гренадера 2-й статьи в то время составлял 300 рублей, не считая дополнительных выплат, таких как крестинные, именинные деньги, наградные пожалования, выплаты за награды, на питание и т. д. Так что солдаты роты были довольно обеспеченными людьми, они и члены их семей пользовались такими привилегиями, о которых некоторые офицеры Армии и мечтать не могли. А в случае смерти Дворцового гренадера почести при похоронах оказывались такие, которые оказывались не всякому генералу. Так при похоронах штаб-офицера роты в почетный караул назначалась рота в полном составе, что случалось только при похоронах членов Императорской фамилии (п. 53 Приложения к «Истории роты Дворцовых гренадер», Гринев С. А. С-Петербург, 1912 г.).

Читая документы по истории роты, не перестаешь удивляться тому, какая же пропасть лежит между истинной историей и теми уроками «истории», которыми нас кормили на протяжении долгого времени. Ну где вы еще узнаете о вахмистре, который имел личного денщика, выделенного ему лично Государем Императором? И откуда можно узнать, что, несмотря на почтенный возраст Дворцовых гренадер, ничто человеческое им было не чуждо: так, согласно записке Придворной Медицинской части Министерства Императорского двора за 1910 г. из роты Дворцовых гренадер «лечились по квартирам, по группам болезней:

  • грипп — 33 человека;
  • травматические повреждения — 1 чел.
  • общие расстройства питания — 7 чел.
  • венерические болезни — 12 чел.

Вот так!

Рота несла свою службу до февраля 1921 г. По некоторым источникам, во время штурма Зимнего дворца в октябре 1917 г., представители немногочисленных войск, оборонявших Зимний, предложили Роте поддержать обороняющихся, на что командир роты полковник Кирим-Бек Наврузов заявил: «Наше дело не воевать, а сокровища сберечь…»

Расформирована рота была 4 февраля 1921 г. приказом № 536 по Петроградскому военному округу. Говорят, старики, которые стали никому не нужны, по привычке приходили во дворец, многие остались там печниками, вахтерами, швейцарами. Но это уже легенды… Живой памятник истории тихо умер. Постараемся же хоть что-то оживить в нашей памяти.

История создания клуба «Рота Дворцовых гренадер»

Портрет Ильи Ямника, гернадера первой статья Роты Дворцовых Рренадер. 1828 г.

Все началось, как обычно, с посиделок у костра, в одну из Бородинских ночей 2002 г., когда спать еще не хотелось, и разные истории неспешно перетекают из уст в уши, что-то задерживается, а что-то нет. Люди у костра сидели опытные в военной реконструкции, и спросил тут наш командир: «А знает ли кто-нибудь что-нибудь о «Золотой роте». Но знания наши оказались не блестящими, поэтому несли всякую чушь. И постепенно родилась идея — а не попробовать ли, как говорят, «пошиться на роту». Идею поддержали. И хотя в начале пути нас было пятеро, со временем идеей прониклись и другие, и в результате на сегодняшний день мы имеем полноценное отделение роты Дворцовых гренадер во главе с унтер-офицером, со знаменщиком и барабанщиком. Членами нового клуба стали представители не только Московского пехотного полка, где родилась идея реконструкции, но и других клубов, таких как Ахтырский гусарский полк, лейб-гвардии Преображенский полк, лейб-гвардии Семеновский полк. Как собиралась информация по роте, как шилась форма и шьется до сих пор — это отдельная и долгая история. Первый выход в форме состоялся в 2003 г. на Бородинском поле. Затем, в 2004 г. провели первую фотосессию у Бородинских памятников, стали принимать участие в различных торжественных мероприятиях.

И за два года мы собрали огромную массу информации по роте, знаем ее историю, создали небольшой музей, нашли потомков людей, служивших в роте, и продолжаем эту работу. Большую помощь в этом нам оказали сотрудники Государственного Эрмитажа Виталий Королев, Сергей Летин (ныне покойный, вечная ему память), Красногорский архив кинофотодокументов, РГВИА, и многие люди, интересующиеся историей.

В отличие от боевых полков Русской армии, рота Дворцовых гренадер не имеет боевой истории как армейское подразделение. Однако каждый из солдат, служивших в роте, представлял собой живую историю славных боевых подвигов русского оружия. И создавалась рота как живой памятник боевым победам, недаром на ее знамени было начертано: «В воспоминание подвигов Российской гвардии». И одной из задач нашего клуба является доведение до людей, особенно интересующихся историей, достоверной информации об их подвигах, образе жизни и т. п. А основная цель — 200 лет Бородинского сражения сделать хоть немного похожим на настоящий праздник.

 

наверх