М. МЕТАЛЬНИКОВА
Телефонокартия: предмет прикладной геральдики и коллекции
Держу в руке частичку истории. Нет, это не камешек из Кремлевской стены и даже не гильза времен Второй мировой войны. Это обычная пластиковая телефонная карта. На ней — фотография собора Александра Невского, что в городе Ижевске. На московских и подмосковных картах редко появляются подобные вещи. Странно, ведь у нас очень богатое культурное наследие: древние архитектурные сооружения, памятники, произведения живописи, выдающиеся личности, прославившие тот или иной город. Но все это практически никаким образом не отражается на оформлении телефонных карт.
Основная масса — так называемые стандартные карты, которые используются во всех регионах и отличаются только количеством единиц и номером оператора (он служит для определения района хождения карты). Естественно, они не несут в себе глубокой смысловой нагрузки и имеют чисто технический или рекламный характер. Зачастую из-за дешевизны полиграфия лицевой стороны одно- или двухцветная. Поэтому приятным исключением становятся те редкие выпуски телефонных карт, которые радуют глаз не только коллекционеров, но и обычных людей.
В Уфе, например, выходила серия под названием «Художники республики Башкортостан», где было представлено современное творчество. Также уфимцы гордятся здравницами (7 карт с фотографиями санаториев Башкортостана: Юматово, Красноусольск и т. д.) и столицей (красочные видовые снимки Уфы).
Просто прекрасна серия другого региона — «Современное искусство Удмуртии» с фотографиями изделий из дерева и металла, вышивки, холодного и огнестрельного оружия, картин старинных и современных мастеров этого края.
В Оренбурге целый выпуск посвящен знаменитым личностям, которые в той или иной степени были связаны с этим городом: портреты Пушкина, Гагарина, Перовского на фоне зданий, имеющих отношение к данным людям.
На Урале можно было встретить карты с изображением местных монастырей, церквей, соборов и других памятников архитектуры.
А серия «Пермский балет» из пяти карт выпускалась как сувенир — к ней прилагался красочный буклет, выполненный на высочайшем полиграфическом уровне. Некоторые туристы покупали набор и, не используя по прямому назначению, увозили с собой в качестве подарка.
В 2001 году МГТС выпустила серию «Слава России. Награды», состоящую из 6 карт, благодаря которой можно полюбоваться самыми известными и почетными наградами Российской Империи.
Особняком стоит выпуск под названием «Из истории пермского телефона», который показывает развитие телефонии этой области: от самых первых, внешне неказистых аппаратов, до современных цифровых. Кстати, в Москве похожую серию в 1998 году выпустила МГТС.
В Санкт-Петербурге картина немного иная: тиражи карт сравнительно небольшие, но практически все они посвящены культурной жизни северной столицы. Даже в рекламных выпусках используются фотографии мостов, зданий, памятников Петербурга. С эстетической точки зрения это одни из самых красивых карт не только в России, но и во всем мире.
Если же рассматривать города Московской области, то в плане культурного просвещения можно отметить Раменское, Химки и Дзержинский. Тамошние жители имели удовольствие видеть на телефонных карточках герб и достопримечательности родного города. К 70-летию Московской области был приурочен одноименный выпуск с гербами городов Подмосковья. Очень полезное начинание, особенно если учитывать тот факт, что не всякий, к сожалению, знает герб своего города, не говоря уже о значении каждого символа.
Также интересна серия из пяти карт, посвященная 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, с красочными гравюрами и отрывками стихотворений великого поэта. Вероятно, многих это заставило вспомнить или еще раз перечитать его произведения, а может, даже вдохновило на написание собственных.
Столица же порадовала нас серией «850-летие Москвы» с изображениями герба, гравюр художников XVIII века, памятников истории, такими, например, как Третьяковская галерея и храм Христа Спасителя. А карты, посвященные автомобилестроению, познакомили москвичей с развитием этого вида промышленности на примере 10 различных видов автомашин.
Несложно заметить, что подобные выпуски чаще всего связаны с памятными датами. Основная же часть средств предоплаты телефонных разговоров (а это не только пластиковые, но и картонные индуктивные карточки) оформлена стандартно: реклама или инструкция по эксплуатации. Геральдические символы и собственно гербы появляются тут редко, и это имеет характер случайности. С одной стороны — ничего странного, ведь это всего лишь кусок пластика или картона, который после использования отправляется в мусорную корзину. Но в то же время, как приятно держать в руках карту, на которой изображен герб, собор или памятник родного города; человек, прославивший эти места; произведения искусства или бессмертные строки. Не у каждого есть время или возможность сходить в музей, на выставку, ознакомиться с культурной жизнью прошлого и настоящего. А красивая фотография местной достопримечательности может побудить найти эту возможность, выкроить время. Или, хотя бы, сформирует общее представление о том, чего не суждено увидеть.
Хотелось бы верить, что дизайну карт будет уделяться более пристальное внимание, и каждый день мы сможем любоваться не абстрактными картинками или рекламными объявлениями, а тем, к чему это слово более применимо.
наверх
|