Заглавная страница

АЛЬМАНАХ № 2 2005 г.

Константин СОБОРА

Имидж на вашей руке

Однажды мне подарили наручные часы «Casio». Собственно, это была лишь искусная подделка, что дарители и не скрывали. Часы выглядели шикарно и представительно. Совершенно не задумываясь, я надел их на руку и отправился домой. Было лето, и каждый желающий мог увидеть мое новое приобретение, красующееся на запястье. Проехав в вагоне метро несколько остановок, я вдруг заметил, что мои новые часы привлекли внимание нескольких мужчин. Их взгляды, в которых сквозило некоторое недоумение, перескакивали с часов на мой общий внешний вид. Видимо, в моем облике что-то чему-то не соответствовало. Испытывая понятную неловкость, я инстинктивно спрятал руки за спину. Выражение лиц рассматривающих меня вдруг изменилось и приобрело еще более неприятный для меня оттенок: мне показалось, что они как-то ехидно ухмыльнулись, а потом и вовсе потеряли ко мне интерес. Не привыкший к тому, что меня вообще разглядывают, да еще с таким непочтительным выражением лица, я столь же неприязненно окинул внимательным взглядом своих молчаливых обидчиков. И сразу все понял.

В отличие от меня мужчины выглядели куда более гармонично. Их прически, одежда, обувь и… наручные часы соответствовали друг другу, как по качеству, так и по цене. Предполагаемая же стоимость моих часов (если бы они не были хорошей имитацией) намного превосходила суммарную стоимость всего моего облачения. Немудрено, что меня рассматривали, как своего рода ходячее недоразумение… Вывод я сделал в тот же день, убрав «ценный подарок» подальше от своих и чужих глаз, чтобы больше никогда в жизни не надеть их снова и не стать объектом недоуменного разглядывания.

Однако главный для себя вывод я сделал позже: оказывается, люди замечают даже такую мелочь, как наручные часы. И не просто замечают, а оценивают в общем комплексе всего того, что ты на себя надел и какими еще аксессуарами «укомплектовался». Позже я познакомился с коллекционером наручных часов. Причем часов только мужских. Удивительно, что этим коллекционером была еще совсем молодая женщина по имени Мария. Уже само по себе достаточно специфическое для представительницы прекрасного пола хобби было достойно того, чтобы ее саму включить в список необычных коллекционеров. Именно она ввела меня в новый, доселе незнакомый мне мир миниатюрных механизмов, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни и научила открывать его для себя через призму мужских наручных часов. И женских тоже — но лишь отчасти.

Мир наручных часов богат и разнообразен. Совершенно банальная и ничего не значащая фраза. Выскажите ее вслух подавляющему большинству своих знакомых и получите в ответ лишь безразличный кивок в знак согласия. Но если вы скажете это коллекционеру часов… Впрочем, когда дело касается коллекционеров вообще чего-либо, не только часов, с ними нужно поосторожней: не торопитесь восторгаться их коллекцией, если хотите сделать это только из вежливости. Разговор с коллекционером о его увлечении нужно вести столь же корректно, как это делаешь, беседуя с родителями о любимом ребенке.

Основу коллекции наручных часов Марии составляли отечественные образцы советского и нового российского периодов. Основная масса этих часов была подарена или просто отдана ей в неисправном или весьма подпорченном состоянии. Во многих семьях есть такие коробочки, в которых десятилетиями хранятся наручные часы, отслужившие свои сроки, поломанные, немодные, да и просто надоевшие. Поэтому первоначальная коллекция была собрана Марией достаточно быстро. От часов с цифровым циферблатом она отказалась сразу, не считая их часами в классическом понимании этого слова. Впрочем, у каждого свои понятия и пристрастия. Однако предметом особой гордости Марии были часы с символикой. Эта часть коллекции была не столь многочисленна, и объяснялось это достаточно просто. Во-первых, наручные часы с символикой есть далеко не у всех; во-вторых, и это, видимо, главное обстоятельство, такие часы в коробочки с «часовым ломом» не прячутся, а содержатся отдельно как память и семейная реликвия.

Собственно, знакомство с коллекцией Марии явилось лишь началом пробуждения моего интереса к наручным часам, но уже не просто, как к механизму для определения времени, а как предмету эстетическому, как к произведению искусства и как к символу. Логический итог моего нового случайного интереса к наручным часам был довольно прост. Нет, я не стал коллекционером часов, у меня есть другое хобби. Напротив, в итоге я потерял всякий интерес ко всем наручным часам… за исключением элитных. Отдавая без сожаления свои старые «Полеты», «Востоки» и другие, вышедшие из употребления, часы в коллекцию Марии, я уже который раз подумал о суетности нашей жизни. Мне хотелось иметь хороший ноутбук, качественный профессиональный фотоаппарат, последнюю модель сотового телефона. И это было связано не просто с желанием иметь престижную и дорогую вещь, а скорее с практическим интересом к их постоянно совершенствующимся функциональным свойствам. Теперь все это у меня есть. Но придет время, и самый современный ноутбук перестанет отвечать требованиям динамично развивающегося мира, а значит, вновь придется покупать новый.

Вот тогда я впервые посмотрел на свои наручные часы фирмы «ORIENT» по-новому: через призму времени. Часы, в общем, неплохие и надежные. Время показывают точно, работают на автоподзаводе. Не подводили меня ни разу. Дизайн достаточно простой, ненавязчивый, но изящный. Словом, хорошие часы. А если сломаются, буду ли я их ремонтировать? Скорее всего, нет. Потому что стоимость их ремонта наверняка сопоставима с той суммой, которую я затратил на их покупку. Да и не в деньгах главное.

Просто эти часы не жалко заменить. Ибо никакой ценности в неработающем состоянии они не представляют. Тогда-то я и подумал, что отношусь к часам просто как к расходному материалу. Правильно ли это? Тут нужно решать каждому самостоятельно. В зависимости от располагаемых денежных средств, в первую очередь. И от личных пристрастий. А потом часы — это даже не костюм, мода на который пройдет или он просто износится. Были бы они золотыми или хотя бы серебряными, тут бы я сделал все, чтобы их отремонтировать.

Так, шаг за шагом, приходил я к новому взгляду на свои личные вещи. Уяснил разницу между ценой и ценностью. Часы могут стоить дорого, но полностью потерять свою ценность в нерабочем состоянии. Как сгоревшая микросхема, ценность которой заключается только в выполнении своей технической функции. Впервые я посмотрел на свою «коллекцию» поломанных часов не безразлично, а с сожалением. И опять мне было жалко не денег, потраченных на их покупку. Просто, я не любил эти часы. Они не вызывали у меня никаких чувств, кроме раздражения при их плохой работе или досады при окончательной поломке и возникающей необходимости покупать очередные «какие-нибудь» часы. Но и тут моим сомнениям положила конец Мария. На мой вопрос, какие часы она посоветует мне приобрести, она, вздохнув, ответила, что только не такие, как в ее коллекции. Потому что действительно ценные часы никто просто так в чужую коллекцию не отдаст. И дала совет купить часы в золотом корпусе. Если мне позволяют средства…

— А позолоченные? — спросил я.

— Позолоченные?! — возмутилась Мария. — Одна видимость! Дешевка! Имитация благополучия!

Имитировать благополучие не хотелось. Хотя выглядеть благополучным, прежде всего, перед самим собой, хотелось. Но для этого нужно уважать самого себя. И уважать не только за богатый внутренний мир, но и за внешний облик. Который состоит из множества деталей, в том числе и из часов.

— Посмотри, какие часы я хотела бы иметь, — Мария протянула один из многочисленных рекламных проспектов наручных часов, которые тоже составляли значительную часть ее коллекции. — Это того, чего у меня нет. Пока нет, но скоро будет кое-что. И не в коллекцию, а уже по прямому назначению.

Признаться, предложенный мне для изучения рекламный проспект компании «Полет-Элита» меня сразу расстроил. Расстроил тем, что не попал в мои руки раньше. Привыкший верить стереотипу, что иностранные часовые фирмы — самые лучшие, я и не предполагал, что в России уже давно создана и успешно действует целая индустрия по производству совершенно уникальных наручных часов. Не знаю почему, но в последнее время я внутренне стал предрасположен к качественным товарам, произведенным именно в России. Поймав себя на такой мысли, я вдруг с удовлетворением обнаружил в проспекте, что механизм часов, произведенных компанией «Полет-Элита», изготовлен с участием не только российских, но и швейцарских производителей. А это уже серьезно! Всемирно знаменитые швейцарские часовщики никогда не будут совместно вести дело с теми, кто не заслуживает доверия. Уже это является достаточно серьезной гарантией того, что механизм, скрытый в роскошном корпусе из драгоценного металла, будет работать долго и безукоризненно. А цена… Цена соответствующая.

Несколько прочитанных мною строк в проспекте заставили меня окончательно сделать свой выбор: «Наша продукция предназначена для людей с независимым вкусом, стильных, состоятельных и успешных… Если кто-то скажет вам, что он не понимает эстетики золота, не верьте ему — он лукавит. Далеко не каждый механизм достоин того, чтобы оправой ему служило золото…».

 

наверх